Рекомендации родителям гиперактивного ребенка
Как определить имеет ли
ребенок синдром дефицита внимания с гиперактивностью или он просто
активный? Давайте разграничим эти понятия.
Активный
ребенок:
- Большую часть дня "не сидит на месте", предпочитает подвижные игры
пассивным.
- Быстро и много говорит, задает бесконечное количество вопросов.
- Для него нарушение сна и пищеварения (кишечные расстройства) - скорее
исключение.
- Он активный не везде. К примеру, беспокойный и непоседливый дома, но
спокойный - в садике, в гостях у малознакомых людей.
- Он не агрессивный. То есть случайно или в пылу конфликта может и наподдать
"коллеге по песочнице", но сам редко провоцирует скандал.
Гиперактивный ребенок:
- Он находится в постоянном движении и просто не может себя контролировать, то
есть даже если он устал, он продолжает двигаться, а выбившись из сил
окончательно, плачет и истерит.
- Быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает. Задает
миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них.
- Его невозможно уложить спать, а если спит, то урывками, беспокойно. У него
часто кишечные расстройства. Для гиперактивных деток всевозможные аллергии не
редкость.
- Ребенок - неуправляемый, при этом он абсолютно не реагирует на запреты и
ограничения. И в любых условиях (дом, магазин, детсад, детская площадка) ведет
себя одинаково активно.
- Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию - дерется,
кусается, толкается, причем пускает в ход подручные средства: палки, камни…
Основные причины
гиперактивности
Часто
гиперактивность - это следствие не слишком гладкого появления на свет и
нарушений в грудничковом возрасте. В группу риска входят детки, родившиеся в
результате кесарева сечения, тяжелых патологических родов,
малыши-искусственники, родившиеся с маленьким весом, недоношенные. Учитывая,
что экология и темп современной жизни сейчас оставляют желать лучшего,
неудивительно, почему гиперактивные дети не редкость, а скорее норма нашей
сегодняшней жизни. И стоит оговориться: не все дети, входящие в группу риска,
обязательно являются гиперактивными! Да и впоследствии, если все
"недоразумения" (беспокойность, истеричность, колики, нарушения сна)
не исчезли до первого дня рождения малыша, то их не поздно привести в норму
после.
Что нужно сделать, чтобы малыш
избавился от "излишков" активности?
1. Создать ему определенные условия жизни.
Сюда входит спокойная психологическая
обстановка в семье, четкий режим дня (с обязательными прогулками на свежем
воздухе, где есть возможность порезвиться на славу). Придется и родителям
потрудиться. Если вы сами - очень эмоциональны и неуравновешенны, постоянно
везде опаздываете, торопитесь, то пора начинать работать над собой. Мы больше
не несемся сломя голову в сад, постоянно поторапливая ребенка, стараемся
поменьше нервничать и пореже менять планы "по ходу дела". Скажите
себе: "Четкий распорядок дня" и постарайтесь сами стать более
организованными.
2. Воспользуйся такими рекомендациями
- Малыш не виноват, что он такой "живчик", поэтому бесполезно его
ругать, наказывать, устраивать унизительные молчаливые бойкоты. Этим вы
добьетесь только одного - снижение самооценки у него, чувство вины, что он
"неправильный" и не может угодить маме с папой.
- Научить ребенка управлять собой - ваша первоочередная задача. Контролировать
свои эмоции ему помогут "агрессивные" игры. Негативные эмоции есть у
каждого, в том числе и у вашего ребенка, только табу, скажите ему: "Хочешь
бить - бей, но не по живым существам (людям, растениям, животным)". Можно
бить палкой по земле, бросаться камнями там, где нет людей, пинать что-то
ногами. Ему просто необходимо выплескивать энергию наружу, научите его это
делать.
- В воспитании необходимо избегать двух крайностей – проявления чрезмерной
мягкости и предъявления ему повышенных требований. Нельзя допускать
вседозволенности: детям должны быть четко разъяснены правила поведения в
различных ситуациях. Однако количество запретов и ограничений следует свести к
разумному минимуму.
- Ребенка нужно хвалить в каждом случае, когда ему удалось довести начатое дело
до конца. На примере относительно простых дел нужно научить правильно
распределять силы.
- Необходимо оберегать детей от переутомления, связанного с избыточным
количеством впечатлений (телевизор, компьютер), избегать мест с повышенным
скоплением людей.
- В некоторых случаях излишняя активность и возбудимость могут быть результатом
предъявления ребенку родителями слишком завышенных требований, которым он по
своим природным способностям просто не может соответсвовать, а также
чрезмерного утомления. В этом случае родителям стоит быть менее
требовательными, постараться снизить нагрузку.
- "Движение - это жизнь", недостаток физической активности может
стать причиной повышенной возбудимости. Нельзя сдерживать естественную
потребность ребенка поиграть в шумные игры, порезвиться, побегать, попрыгать.
- Иногда нарушения поведения могут оказаться реакцией ребенка на психическую
травму, например, на кризисную ситуацию в семье, развод родителей, плохое
отношение к нему, определение его в несоответствующий класс школы, конфликт с
учителем или родителями.
- Обдумывая рацион ребенка, отдавайте предпочтение правильному питанию, в
котором не будет недостатка витаминов и микроэлементов. Гиперактивному малышу
больше, чем другим деткам необходимо придерживаться золотой середины в питании:
поменьше жареного, острого, соленого, копченого, побольше вареного, тушеного и
свежих овощей и фруктов. Еще одно правило: если ребенок не хочет есть - не
заставляйте его!
- Подготовьте своему непоседе "поле для маневров": активные виды
спорта для него - просто панацея.
- Приучайте малыша к пассивным играм. Мы читаем, а еще рисуем, лепим. Даже если
вашему ребенку трудно усидеть на месте, он часто отвлекается, следуйте за ним
("Тебе интересно это, давай посмотрим…"), но после удовлетворения
интереса постарайтесь возвратиться с малышом к предыдущему занятию и довести его
до конца.
- Научите малыша расслабляться. Возможно, ваш с ним "рецепт"
обретения внутренней гармонии - это йога. Для кого-то больше подойдут другие
методы релаксации. Хороший психолог подскажет вам, что это может быть:
арттерапия, сказкотерапия или, может, медитация.
- И не забывайте говорить ребенку, как сильно вы его любите.
Далеко не каждого активного и легко возбуждаемого ребенка относят к категории деток, у которых есть синдром гиперактивности.
Чтобы диагностировать СДВГ, следует выявить у ребенка основные симптомы такого нарушения, которые проявляются:
- Дефицитом внимания.
- Импульсивностью.
- Гиперактивностью.
Симптомы обычно возникают в возрасте до 7 лет. Чаще всего родители замечают их в 4 года или 5 лет, а наиболее частым возрастным периодом обращения к специалисту является 8 лет и старше, когда ребенок сталкивается с множеством задач в школе и по дому, где нужна его сосредоточенность и самостоятельность. Малышам, которым еще не исполнилось 3 года, диагноз ставят не сразу. За ними некоторое время наблюдают, чтобы убедиться в наличии СДВГ.
В зависимости от преобладания конкретных признаков выделяют два подтипа синдрома – с дефицитом внимания и с гиперактивностью. Отдельно выделяют смешанный подтип СДВГ, при котором у ребенка есть симптомы и дефицита внимания, и гиперактивности.
Проявления дефицита внимания:
- Ребенок не может длительно сосредотачиваться на предметах. У него часто возникают небрежные ошибки.
- У ребенка не получается долго сохранять внимание, из-за чего он несобран во время выполнения задания и часто не выполняет задачи до конца.
- Когда к ребенку обращаются, возникает впечатление, что он не слушает.
- Если дать ребенку прямую инструкцию, он ее не выполняет либо начинает выполнять и не заканчивает.
- Ребенку трудно организовать свою деятельность. У него наблюдается частое переключение от одного занятия на другое.
- Ребенку не нравятся задания, для которых требуется долгое умственное напряжение. Он старается их избегать.
- Ребенок нередко теряет вещи, которые ему нужны.
- Малыш с легкостью отвлекается на посторонний шум.
- В повседневных делах у ребенка отмечают повышенную забывчивость.
Проявления импульсивности и гиперактивности:
- Ребенок часто встает с места.
- Когда ребенок волнуется, он интенсивно двигает ногами или руками. Кроме того, малыш периодически поеживается в стуле.
- Он поднимается с места очень резко и часто бегает.
- Ему трудно участвовать в спокойных играх.
- Его действия можно охарактеризовать, как «заведенные».
- Во время занятий он может выкрикивать с места или шуметь.
- Ребенок отвечает до того, как услышит вопрос полностью.
- У него не получается дожидаться своей очереди во время занятия или игры.
- Ребенок постоянно вмешивается в занятия других людей или их разговоры.
Для постановки диагноза у ребенка должно быть минимум 6 признаков из указанных выше, причем они должны отмечаться длительное время (минимум полгода).
Как проявляется гиперактивность в раннем возрасте. Синдром гиперактивности выявляют не только у школьников, но и у деток дошкольного возраста и даже у грудничков.
У самых маленьких такая проблема проявляется следующими признаками:
- Более быстрым физическим развитием, если сравнивать со сверстниками. Младенцы с гиперактивностью намного быстрее переворачиваются, ползают и начинают ходить.
- Появлением капризов, когда ребенок устал. Гиперактивные детки перед сном нередко возбуждаются и становятся активнее.
- Меньшей длительностью сна. Малыш с СДВГ спит намного меньше, чем это положено в его возрасте.
- Трудностями с засыпанием (многих деток нужно укачивать) и очень чутким сном. Гиперактивный ребенок реагирует на любой шорох, а если просыпается, заснуть снова ему очень тяжело.
- Очень бурной реакцией на громкий звук, новую обстановку и незнакомые лица. Из-за таких факторов малыши с гиперактивностью возбуждаются и начинают больше капризничать.
- Быстрым переключением внимания. Предложив младенцу новую игрушку, мама замечает, что новый предмет привлекает внимание крохи совсем ненадолго.
- Сильной привязанностью к маме и боязнью посторонних людей.
СДВГ или характер?
Повышенная активность ребенка может быть проявлением его врожденного темперамента.
В отличие от детей с СДВГ темпераментный здоровый ребенок:
- После активного бега или другой активности спокойно сидит или лежит, то есть может успокоиться самостоятельно.
- Нормально засыпает, а длительность его сна отвечает возрасту малыша.
- Долго и спокойно спит ночью. Если это грудничок, то он просыпается на кормление, но не плачет и достаточно быстро засыпает снова.
- Понимает понятие «опасно» и испытывает страх. Такой ребенок не будет залезать повторно в опасное место.
- Быстро осваивает понятие «нельзя».
- Может отвлечься во время истерики рассказом или каким-либо предметом.
- Редко проявляет агрессию по отношению к маме или другому ребенку. Малыш может поделиться своими игрушками, пусть иногда лишь после уговоров.
Причины гиперактивности детей
Раньше возникновение СДВГ связывали преимущественно с поражением головного мозга, например, если новорожденный перенес гипоксию, когда находился в материнской утробе или во время родов. В наши дни исследования подтвердили влияние на появление синдрома гиперактивности генетического фактора и нарушений внутриутробного развития крохи. Развитию СДВГ способствуют слишком ранние роды, кесарево сечение, маловесность крохи, долгий безводный период в родах, применение щипцов и подобные факторы.
Что делать
Заподозрив у своего ребенка синдром гиперактивности, первое, что нужно сделать – пойти к специалисту. Многие родители обращаются к врачу не сразу, так как не решаются признать проблему у ребенка и боятся осуждения знакомых. Такими действиями они упускают время, в результате чего гиперактивность становится причиной серьезных проблем с социальной адаптацией ребенка.
Есть также и родители, которые приводят вполне здорового ребенка к психологу или психиатру, когда не могут или не желают отыскать к нему подход. Это часто наблюдается в кризисные периоды развития, например, в 2 года или при трехлетнем кризисе. При этом никакой гиперактивности у малыша нет.
Во всех этих случаях без помощи специалиста определить, действительно ли ребенку нужна медицинская помощь или у него просто яркий темперамент, не получится.
Если у ребенка подтвердится синдром гиперактивности, то в его лечении будут использоваться такие методы:
- Разъяснительная работа с родителями. Врач должен объяснить маме и папе, почему у ребенка появилась гиперактивность, как проявляется такой синдром, как вести себя с ребенком и как правильно его воспитывать. Благодаря такой просветительской работе родители перестают винить себя или друг друга в поведении ребенка, а также понимают, как вести себя с малышом.
- Изменение условий обучения. Если гиперактивность диагностирована у школьника с плохой успеваемостью, его переводят в специализированный класс. Это помогает справиться с задержкой формирования школьных навыков.
- Медикаментозная терапия. Лекарственные препараты, назначаемые при СДВГ, отличаются симптоматическим действием и эффективны в 75-80% случаев. Они помогают облегчить социальную адаптацию деток с гиперактивностью и улучшить их интеллектуальное развитие. Как правило, лекарства назначают на длительный период, иногда до подросткового возраста.
Комментариев нет:
Отправить комментарий