семьях.
Профилактика преступлений в сфере половой неприкосновенности несовершеннолетних
Проблема предотвращения всех видов насилия над детьми актуальна во всем мире. И особенно это касается сексуального насилия, относящегося к наиболее тяжелым психологическим травмам. Несовершеннолетние жертвы сексуального насилия редко рассказывают о случившемся, даже став взрослыми. Однако последствия могут напоминать о себе еще очень долго. Защита сексуальной неприкосновенности несовершеннолетних - сложная социально- правовая проблема. Ее решение невозможно без объединения усилий педагогов, психологов, правоохранительных органов и родителей. Государственная власть, общественные организации, различные специалисты (юристы, криминологи, виктимологи, педагоги- психологи, педагоги социальные, учителя учреждений общего среднего образования и т. д.) достигают определенных результатов в этой сфере.
Итогом становится относительная стабильность в динамике насильственных сексуальных преступлений и даже некоторая тенденция к снижению их количества в последнее время, что объясняется ростом уровня профессионализма специалистов, совершенствованием национального законодательства, применением технологий общения с детьми и расследования совершенных преступлений. Вместе с тем необходимо обратить внимание на проблему высокого уровня латентности преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, что связано как с поведением самой жертвы, так и со сложностями до» взывания сексуальных преступлений, которые становятся предметом судебных разбирательств крайне редко. Важно и то, что помимо непосредственно сексуального насилия появляются все новые и новые разновидности психологического и духовно- нравственного насилия над детьми с сексуальным подтекстом. Данные методические рекомендации направлены на предотвращение преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних. Нет совершенно верных способов защиты от потенциального сексуального насилия. Но существуют определенные тревожные знаки, которые следует знать, и определенные правила поведения, которых следует придерживаться для снижения угрозы насилия. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ПОЛОВОЙНЕПРИКОСНОВЕННОСТИ И ПОЛОВОЙСВОБОДЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Половая свобода и половая неприкосновенность являются составной частью конституционно-правового статуса личности и гарантируются Конституцией Республики Беларусь. Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних обладают высокой степенью общественной опасности, в процессе их совершения происходит мощное деструктивное воздействие на потерпевших. К преступлениям против половой неприкосновенности и половой свободы личности относятся:1) изнасилование (ст. 166 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее - УК));2) насильственные действия сексуального характера (ст. 167 УК);3) половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста (ст. 168 УК);4) развратные действия (ст. 169 УК);5) понуждение к действиям сексуального характера (ст. 170 УК);6) использование занятия проституцией или создание условий для занятия проституцией (ст. 171 УК) и др. В Республике Беларусь принят ряд документов, направленных на предотвращение преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности несовершеннолетних. Среди них:Конституция Республики Беларусь;Гражданский кодекс Республики Беларусь;Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь;Уголовный кодекс Республики Беларусь;Кодекс Республики Беларусь о браке и семье;Закон Республики Беларусь «Об оказании психологической помощи» от 1 июля 2010 г. № 153-3;Закон Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» от 4 января 2014 г. № 122-3;Закон Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 31 мая 2003 г. № 200-3;Закон Республики Беларусь «О правах ребенка» от 19 ноября 1993 г. № 2570-ХП;О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О правах ребенка» от 25 октября 2000 г. № 440-3;Закон Республики Беларусь «О единой государственной системе регистрации и учета правонарушений» от 9 января 2006 г.№ 94-3;Закон Республики Беларусь «О порядке и условиях направления граждан в лечебно- трудовые профилактории и условиях нахождения в них» от 4 января 2010 г. № 104-3;Закон Республики Беларусь «О социальном обслуживании» от 22 мая 2000 г. № 395-3;Декрет Президента Республики Беларусь «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» от 24 ноября 2006 г. № 18 и др. Нормативно-правовая база является основой профилактики насилия над детьми в Республике Беларусь.Государство обеспечивает неприкосновенность личности ребенка, осуществляет его защиту от всех видов насилия, жестокого, грубого или оскорбительного обращения, сексуальных домогательств, в том числе со стороны родителей. При этом под сексуальным насилием над ребенком понимается вовлечение ребенка в сексуальный контакт с взрослым в любой форме (сексуально окрашенные прикосновения, орально-генитальная стимуляция, кои- гус и т.п.). Даже при отсутствии угрозы или явного насилия все равно признается принудительным и незаконным, поскольку считается, что ребенок недостаточно зрел, чтобы предоставить информированное согласие на участие в сексуальном взаимодействии. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок:1. не обладает свободой воли, находясь в зависимости от взрослого;2. может не осознавать значение сексуальных действий в силу функциональной незрелости;3. не в состоянии в полной мере предвидеть все негативные для него последствия этих действий. Разделяют контактный и неконтактный способ сексуального насилия в отношении детей. К контактному насилию специалистами относятся следующие действия:1. половой акт с ребенком, совершенный вагинальным, оральным или анальным способом;2. мануальный оральный, генитальный или любой другой телесный контакт с половыми органами ребенка, а также ласки эрогенных зон тела ребенка;3. введение различных предметов во влагалище или анус;4. мастурбация обоюдная, со стороны ребенка и взрослого. К неконтактному сексуальному насилию ребенка относятся:1. демонстрация эротических и порнофафических материалов;2. совершение полового акта в присутствии ребенка;3. демонстрация обнаженных гениталий, груди или ягодиц ребенку (эксгибиционизм);4. подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур (вуаеризм), принудительное раздевание ребенка. На практике непросто отличить предвестники сексуального насилия от позитивного телесного контакта, который бывает совершенно необходим в общении с маленькими детьми. Различия между двумя ситуациями определяются намерениями взрослого человека (ситуация могла бы быть нормальной, если бы не было «задней» мысли, и ребенок должен это чувствовать), а также тем, имеет ли возможность ребенок свободно сказать «Нет!». Кроме того, следует сказать, что в обществе бытуют мифы, представляющие собой попытку, часто неосознанную, искажения причин и последствий сексуального насилия над несовершеннолетними.Миф I. Сексуальное насилие совершается в основном над детьми подросткового возраста.Это неверно.Сексуальное насилие совершается над детьми любого возраста, причем самый уязвимый возраст — 9 лет.Миф 2 Сексуальное насилие совершается только над девочками.Девочки чаще становятся жертвами сексуального насилия. Но мальчики также подвергаются насилию со стороны взрослых. Чаще это случается вне родительского дома людьми, имеющими большой опыт совращения малолетних.Миф 3 Сексуальное насилие случается только один раз.Сексуальное насилие над детьми - это длительный процесс, в котором эксплуатируются близкие доверительные отношения между взрослым и ребенком.Миф 4 Дети соблазняют взрослых.Дети не обладают необходимыми знаниями и умениями для того, чтобы инициировать сексуальную активность. И любой взрослый осознает, что любые сексуальные действия по отношению к ребенку являются разрушительными для ребенка и наносят ему ущерб.Миф 5 Только половой акт наносит ущерб ребенку.Любое сексуальное насилие разрушительно для ребенка. Подвергаясь насилию со стороны взрослого, ребенок переживает, прежде всего, травму эмоционального характера, в которой разрушается его потребность в безопасности, возможность построения адекватных социальных, интеллектуальных и доверительных эмоциональных взаимоотношений. Взрослые перестают быть эталонами для подражания, что приводит в дальнейшем к трудностям в развитии ребенка. Дети, подвергшиеся насилию, испытывают стыд, чувство вины, тревогу, страхи, ощущение собственной незначимости, бессмысленности и бессилия.Миф 6 Только мужчины совершают сексуальное насилие над детьми.Можно говорить о ведущей роли мужчин в сексуальном насилии, но не следует отрицать участие женщин.Миф 7 Сексуальное насилие совершается незнакомыми людьми.Только небольшой процент сексуального насилия над детьми совершается вне стен дома. Насильниками могут выступать родственники (родители, дяди и тети, братья и сестры, дедушки и бабушки), хорошо знакомые ребенку люди (друзья родных, соседи, гувернеры, приходящие репетиторы, няни, различные помощники по дому). Сексуальное насилие чаще всего происходит в семьях, где:1. патриархально-авторитарный уклад;2. плохие взаимоотношения ребенка с родителями, особенно с матерью;3. конфликтные отношения между родителями;4. мать ребенка чрезмерно занята на работе;5. ребенок долгое время жил без родного отца;6. вместо родного отца отчим или сожитель матери;7. мать имеет хроническое заболевание или инвалидность и подолгу лежит в больнице;8. родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;9. родители (или один из них) имеют психические заболевания;10. мать в детстве подвергалась сексуальному насилию и т. п. Однако не стоит думать, что сексуальное насилие происходит только в неблагополучных
К лицам группы риска, склонным совершать сексуальные преступления, могут также относиться:1. лица, в семье которых имеются душевнобольные либо родители, страдающие алкоголизмом или наркоманией;2. подростки, воспитывающиеся без надзора, употребляющие алкоголь и наркотики;3. лица, совершавшие в детстве или в раннем подростковом возрасте сексуальные проступки;4. лица с аномалиями психики и педагогически запущенные дети;5. лица с проявлением гиперсексуальности, склонные к перверсным действиям;6 лица, совершавшие попытки самоубийства по сексуальным мотивам;7. лица, склонные к насильственным действиям, обнаруживающим некоторые сексуальные черты;8. лица, ранее привлекавшиеся к ответственности за правонарушения сексуального характера.НАЦИОНАЛЬНЫЙ
МЕХАНИЗМ
оказания помощи несовершеннолетним, пострадавшим от сексуального
насилия и эксплуатации
1.
Для целей настоящего Механизма применяются следующие
термины и их определения:
несовершеннолетний,
пострадавший от сексуального насилия и эксплуатации (далее - пострадавший), -
лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет, в отношении которого имеется
подтверждающая информация о том, что он является пострадавшим от любого из
преступлений, предусмотренных статьями 166, 167, 168, 169, 170, 171, 1711,
181, 1811, 182, 343 и 3431 Уголовного кодекса Республики
Беларусь (далее - УК), что подтверждено фактическими данными (результаты
оперативно-розыскной деятельности, материалы доследственной проверки или
уголовного дела, поступившее заявление или сообщение.
информированное
согласие - письменный документ, в котором пострадавший либо законный
представитель* выражает волю о передаче информации о совершенном в отношении
несовершеннолетнего сексуальном насилии и эксплуатации и иных его персональных
данных, необходимых для защиты от сексуального насилия и эксплуатации, оказания
несовершеннолетнему предусмотренных законодательством видов помощи;
«Региональная
карта помощи» - документ (в электронном или в печатном виде), содержащий
адреса, наименования, контакты организаций и учреждений, обеспечивающих защиту
и оказывающих бесплатную помощь пострадавшим;
сексуальное насилие и эксплуатация - вовлечение лица с его
согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера
с другими лицами в целях получения последними сексуального удовлетворения или
выгоды. Может выражаться в широком спектре проявлений сексуальной активности: предложения сексуального
характера, сексуальные
ласки, демонстрация гениталий, мастурбация в присутствии ребенка, оральный
секс, вагинальное или анальное проникновение каким-либо объектом или предметом,
включая пальцы или пенис, демонстрация порнографии и использование ребенка в
порнографических целях, принуждение ребенка к сексуальному взаимодействию с
животными, вуайеризм (периодическая или постоянная наклонность наблюдать за
занимающимися сексом или раздевающимися), а также коммерческая сексуальная
эксплуатация ребенка в целях получения выгоды в денежной или иной форме.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ
оказания помощи несовершеннолетним, пострадавшим от сексуального насилия и эксплуатации
1. Для целей настоящего Механизма применяются следующие термины и их определения:
несовершеннолетний, пострадавший от сексуального насилия и эксплуатации (далее - пострадавший), - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет, в отношении которого имеется подтверждающая информация о том, что он является пострадавшим от любого из преступлений, предусмотренных статьями 166, 167, 168, 169, 170, 171, 1711, 181, 1811, 182, 343 и 3431 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее - УК), что подтверждено фактическими данными (результаты оперативно-розыскной деятельности, материалы доследственной проверки или уголовного дела, поступившее заявление или сообщение.
информированное согласие - письменный документ, в котором пострадавший либо законный представитель* выражает волю о передаче информации о совершенном в отношении несовершеннолетнего сексуальном насилии и эксплуатации и иных его персональных данных, необходимых для защиты от сексуального насилия и эксплуатации, оказания несовершеннолетнему предусмотренных законодательством видов помощи;
«Региональная карта помощи» - документ (в электронном или в печатном виде), содержащий адреса, наименования, контакты организаций и учреждений, обеспечивающих защиту и оказывающих бесплатную помощь пострадавшим;
сексуальное насилие и эксплуатация - вовлечение лица с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера с другими лицами в целях получения последними сексуального удовлетворения или выгоды. Может выражаться в широком спектре проявлений сексуальной активности: предложения сексуального
характера, сексуальные ласки, демонстрация гениталий, мастурбация в присутствии ребенка, оральный секс, вагинальное или анальное проникновение каким-либо объектом или предметом, включая пальцы или пенис, демонстрация порнографии и использование ребенка в порнографических целях, принуждение ребенка к сексуальному взаимодействию с животными, вуайеризм (периодическая или постоянная наклонность наблюдать за занимающимися сексом или раздевающимися), а также коммерческая сексуальная эксплуатация ребенка в целях получения выгоды в денежной или иной форме.
2. Органами, осуществляющими профилактику и предупреждение сексуального насилия и эксплуатации в отношении несовершеннолетних (далее - органы профилактики), являются:
комиссии по делам несовершеннолетних;
Министерство образования Республики Беларусь, структурные подразделения областных (Минского городского) исполнительных комитетов, городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющие государственновластные полномочия в сфере образования;
учреждения образования;
Министерство здравоохранения Республики Беларусь, структурные подразделения областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере здравоохранения, органы управления здравоохранением других республиканских органов государственного управления;
государственные организации здравоохранения;
Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь, структурные подразделения областных (Минского городского) исполнительных комитетов, городских, районных исполнительных комитетов, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере труда, занятости и социальной защиты;
учреждения социального обслуживания;
Министерство внутренних дел Республики Беларусь, территориальные органы внутренних дел (далее - органы внутренних дел);
государственные органы, входящие в систему Следственного комитета Республики Беларусь (далее - подразделения Следственного комитета);
общественные объединения и иные организации в пределах своей компетенции, осуществляющие деятельность по профилактике и предупреждению сексуального насилия и эксплуатации в отношении несовершеннолетних.
Органы профилактики обеспечивают защиту, оказывают помощь пострадавшему и реализуют положения Национального механизма оказания помощи несовершеннолетним, пострадавшим от сексуального насилия и эксплуатации, в пределах своей компетенции в соответствии с Законом Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. № 200-3 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и другими нормативными правовыми актами.
3. Пострадавший имеет право на защиту и оказание помощи:
3.1. обеспечение защиты. Применяется органами внутренних дел и подразделениями Следственного комитета, с использованием следующих механизмов:
неразглашение сведений о личности; использование технических средств контроля;
прослушивание переговоров, ведущихся с использованием технических средств связи и иных переговоров; личная охрана, охрана жилища и имущества; изменение паспортных данных и замена документов; запрет на выдачу сведений.
Перечисленные меры защиты применяются в соответствии с Положением о порядке применения мер безопасности в отношении защищаемых лиц, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.01.2016 № 44.
Информация о пострадавшем или об обстоятельствах сексуального насилия и эксплуатации не подлежит разглашению;
3.2. медицинская помощь. Оказывается государственными организациями здравоохранения бесплатно в соответствии с Законом Республики Беларусь от 18 июня 1993 г. № 2435-XII «О здравоохранении» по профилям заболеваний, состояниям, синдромам на основании клинических протоколов, а также иных нормативных правовых актов Министерства здравоохранения, устанавливающих порядок организации и оказания медицинской помощи по профилям заболеваний, состояниям, синдромам или методов оказания медицинской помощи. Медицинская помощь оказывается, в том числе в стационарных условиях, по месту нахождения пострадавшего вне зависимости от места его жительства (места пребывания). При наличии у пострадавшего психического расстройства (заболевания), совершении пострадавшим действий (бездействия), которые дают основания предполагать наличие у него психического расстройства (заболевания), обращении пострадавшего за оказанием психиатрической помощи, такая помощь оказывается ему в соответствии с Законом Республики Беларусь от 7 января 2012 г. № 349-3 «Об оказании психиатрической помощи» по месту его нахождения. При наличии у пострадавшего психологических проблем, кризисных ситуаций и их последствий он направляется государственными организациями здравоохранения в учреждения образования для получения психологической помощи;
3.3. предоставление временных мест пребывания, в том числе спальных мест и питания. В возрасте до трех лет оказывается государственными организациями здравоохранения, а в возрасте от трех до восемнадцати лет - социально-педагогическими центрами на срок до шести месяцев;
3.4. психологическая помощь. Оказывается учреждениями образования и здравоохранения в виде психологической диагностики, психологического консультирования, психологической коррекции, психологической профилактики. Оказание психологической помощи несовершеннолетним в возрасте до четырнадцати лет без согласия законных представителей осуществляется в случаях, предусмотренных частью второй статьи 18 Закона Республики Беларусь от 1 июля 2012 г. № 153-3 «Об оказании психологической помощи».
Психологическая помощь пострадавшему от сексуального насилия и эксплуатации оказывается по алгоритмам кризисной психологии. Профилактическая работа по предотвращению преступлений против личной свободы, чести и достоинства, жизни и здоровья, половой неприкосновенности или половой свободы в рамках образовательных программ сексуального воспитания несовершеннолетних проводится специалистами учреждений образования;
3.5. содействие в трудоустройстве. Оказывается органами по труду, занятости и социальной защите;
3.6. правовая и социальная помощь пострадавшему и его законным представителям*. Оказывается учреждениями образования, территориальными центрами социального обслуживания населения;
3.7. иная помощь. Оказывается в соответствии с решениями местных исполнительных и распорядительных органов.
4. Органы профилактики при выявлении пострадавшего:
4.1. незамедлительно информируют подразделения Следственного комитета и органы внутренних дел о пострадавшем. В случае совершения в отношении несовершеннолетнего преступлений сексуального характера, предусмотренных статьями 166-170 УК, проверочные мероприятия осуществляются подразделениями Следственного комитета. По остальным сообщениям (заявлениям) проверочные мероприятия осуществляются сотрудниками органов внутренних дел;
4.2. выясняют, нуждается ли в услугах переводчика, предоставляют такие услуги в случае необходимости;
4.3. выясняют наличие законных представителей;
4.4. уведомляют законных представителей* о его местонахождении;
4.5. оказывают в пределах компетенции соответствующую помощь;
4.6. информируют пострадавшего и его законных представителей*, начиная с первого контакта, о видах помощи, оказываемых государственными органами, учреждениями, организациями и общественными объединениями и выдают «Региональную карту помощи»;
4.7. при заинтересованности пострадавшего и (или) его законных представителей* оформляют информированное согласие по форме согласно приложению 1, в котором указываются выбранные пострадавшим виды помощи.
В случае отказа пострадавшего и его законных представителей* от подписи или ознакомления с информированным согласием, должностное лицо делает соответствующую запись в нем об отказе;
4.8. в течение суток, в зависимости от вида помощи, выбранного пострадавшим и (или) его законным представителем*, в государственный орган, учреждение, организацию или общественное объединение, указанные в «Региональной карте помощи», по месту фактического проживания несовершеннолетнего (за исключением медицинской помощи, оказываемой по месту нахождения пострадавшего вне зависимости от места его жительства (места пребывания), выявившим органом профилактики посылается направление по оказанию помощи несовершеннолетнему, пострадавшему от сексуального насилия и эксплуатации по форме согласно приложению 2. При необходимости осуществляется сопровождение пострадавшего в соответствующий компетентный орган для оказания помощи;
4.9. копия направления по оказанию помощи несовершеннолетнему, пострадавшему от сексуального насилия и эксплуатации выдается пострадавшему и (или) его законному представителю*;
4.10. информированное согласие (независимо от принятого пострадавшим и (или) его законным представителем* решения о необходимости оказания помощи) в течение суток направляется в комиссию по делам несовершеннолетних (по фактическому месту проживания пострадавшего) для учета и контроля (в случае получения согласия пострадавшего и (или) его законного представителя*) за принятием мер по оказанию государственными органами, учреждениями, организациями или общественными объединениями помощи пострадавшему;
4.11. информация, поступающая в комиссию по делам несовершеннолетних, анализируется и в случаях, требующих дополнительного принятия мер, рассматривается на заседании комиссии по делам несовершеннолетних усеченного состава (в состав входят только органы профилактики определенные в пункте 2 по усмотрению председателя комиссии по делам несовершеннолетних), на котором при необходимости может приниматься решение о проведении комплекса мероприятий, направленных на профилактику и предупреждение сексуального насилия и эксплуатации в отношении несовершеннолетних, защиту их прав и законных интересов.
5. Органы профилактики, указанные в «Региональной карте помощи», при доставлении и (или) обращении к ним пострадавшего, или поступлении направления по оказанию помощи несовершеннолетнему, пострадавшему от сексуального насилия и эксплуатации, принимают незамедлительные меры по оказанию помощи несовершеннолетнему согласно компетенции, о чем в течение суток информируют комиссию по делам несовершеннолетних (по фактическому месту проживания пострадавшего).
О принятых мерах и результатах оказания помощи государственные органы, учреждения, организации или общественные объединения, указанные в «Региональной карте помощи», информируют комиссию по делам несовершеннолетних (по фактическому месту проживания пострадавшего) в течение трех суток после окончания оказания помощи.
Органы профилактики обеспечивают конфиденциальность полученной информации.
6. Контроль за применением мер по защите пострадавшего и оказания ему помощи осуществляется органами профилактики в пределах компетенции.
Министерство образования является ответственным за обновление содержащейся в «Региональной карте помощи» информации об учреждениях и организациях, оказывающих помощь пострадавшим. В случае внесения изменений в указанную информацию Министерство образования обеспечивает своевременное информирование об этом органов профилактики.
Минский городской исполнительный комитет, областные исполнительные комитеты в случае изменения содержащейся в «Региональной карте помощи» информации об учреждениях и организациях, оказывающих помощь, обеспечивают не реже 2 раз в год ее предоставление в Министерство образования.
Органы профилактики обеспечивают размещение информации, содержащейся в «Региональной карте помощи», на официальных сайтах и иных Интернет-ресурсах.
В трехмесячный срок после утверждения Национального механизма оказания помощи несовершеннолетним, пострадавшим от сексуального насилия и эксплуатации, Министерство образования разрабатывает «Региональные карты помощи».
Примечание: * - в случае, если в отношении пострадавшего
совершены действия со стороны лица, от которого оно находится в зависимом положении (отец, мать, отчим и т.д.), то все действия,
предполагаемые для законного представителя, производятся представителем органа опеки и попечительства.
Комментариев нет:
Отправить комментарий