Консультации и рекомендации педагогическим работникам

 

 семьях.

 

Профилактика преступлений в сфере половой неприкосновенности несовершеннолетних

 
Проблема предотвращения всех видов насилия над детьми актуальна во всем мире.
  И особенно это касается сексуального насилия, относящегося к наиболее тяжелым психологическим травмам.
  Несовершеннолетние жертвы сексуального насилия редко рассказывают о случившемся, даже став взрослыми. Однако последствия могут напоминать о себе еще очень долго.
   Защита сексуальной неприкосновенности несовершеннолетних - сложная социально- правовая проблема. Ее решение невозможно без объединения усилий педагогов, психологов, правоохранительных органов и родителей.
  Государственная власть, общественные организации, различные специалисты (юристы, криминологи, виктимологи, педагоги- психологи, педагоги социальные, учителя учреждений общего среднего образования и т. д.) достигают определенных результатов в этой сфере.

   Итогом становится относительная стабильность в динамике насильственных сексуальных преступлений и даже некоторая тенденция к снижению их количества в последнее время, что объясняется ростом уровня профессионализма специалистов, совершенствованием национального законодательства, применением технологий общения с детьми и расследования совершенных преступлений.
   Вместе с тем необходимо обратить внимание на проблему высокого уровня латентности преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, что связано как с поведением самой жертвы, так и со сложностями до» взывания сексуальных преступлений, которые становятся предметом судебных разбирательств крайне редко. Важно и то, что помимо непосредственно сексуального насилия появляются все новые и новые разновидности психологического и духовно- нравственного насилия над детьми с сексуальным подтекстом.
   Данные методические рекомендации направлены на предотвращение преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы  несовершеннолетних. Нет совершенно верных способов защиты от потенциального сексуального насилия. Но существуют определенные тревожные знаки, которые следует знать, и определенные правила поведения, которых следует придерживаться для снижения угрозы насилия.
 
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ПОЛОВОЙ
НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ И ПОЛОВОЙ
СВОБОДЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
 
   Половая свобода и половая неприкосновенность являются составной частью конституционно-правового статуса личности и гарантируются Конституцией Республики Беларусь. Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних обладают высокой степенью общественной опасности, в процессе их совершения происходит мощное деструктивное воздействие на потерпевших.
   К преступлениям против половой неприкосновенности и половой свободы личности относятся:
1) изнасилование (ст. 166 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее - УК));
2) насильственные действия сексуального характера (ст. 167 УК);
3) половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста (ст. 168 УК);
4) развратные действия (ст. 169 УК);
5) понуждение к действиям сексуального характера (ст. 170 УК);
6) использование занятия проституцией или создание условий для занятия проституцией (ст. 171 УК) и др.
   В Республике Беларусь принят ряд документов, направленных на предотвращение преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности несовершеннолетних.
   Среди них:
Конституция Республики Беларусь;
Гражданский кодекс Республики Беларусь;
Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь;
Уголовный кодекс Республики Беларусь;
Кодекс Республики Беларусь о браке и семье;
Закон Республики Беларусь «Об оказании психологической помощи» от 1 июля 2010 г. № 153-3;
Закон Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» от 4 января 2014 г. № 122-3;
Закон Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 31 мая 2003 г. № 200-3;
Закон Республики Беларусь «О правах ребенка» от 19 ноября 1993 г. № 2570-ХП;
О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О правах ребенка» от 25 октября 2000 г. № 440-3;
Закон Республики Беларусь «О единой государственной системе регистрации и учета правонарушений» от 9 января 2006 г.№ 94-3;
Закон Республики Беларусь «О порядке и условиях направления граждан в лечебно- трудовые профилактории и условиях нахождения в них» от 4 января 2010 г. № 104-3;
Закон Республики Беларусь «О социальном обслуживании» от 22 мая 2000 г. № 395-3;
Декрет Президента Республики Беларусь «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» от 24 ноября 2006 г. № 18 и др.
   Нормативно-правовая база является основой профилактики насилия над детьми в Республике Беларусь.
Государство обеспечивает неприкосновенность личности ребенка, осуществляет его защиту от всех видов насилия, жестокого, грубого или оскорбительного обращения, сексуальных домогательств, в том числе со стороны родителей.
   При этом под сексуальным насилием над ребенком понимается вовлечение ребенка в сексуальный контакт с взрослым в любой форме (сексуально окрашенные прикосновения, орально-генитальная стимуляция, кои- гус и т.п.). Даже при отсутствии угрозы или явного насилия все равно признается принудительным и незаконным, поскольку считается, что ребенок недостаточно зрел, чтобы предоставить информированное согласие на участие в сексуальном взаимодействии.
   Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок:
1. не обладает свободой воли, находясь в зависимости от взрослого;
2. может не осознавать значение сексуальных действий в силу функциональной незрелости;
3. не в состоянии в полной мере предвидеть все негативные для него последствия этих действий.
   Разделяют контактный и неконтактный способ сексуального насилия в отношении детей.
   К контактному насилию специалистами относятся следующие действия:
1. половой акт с ребенком, совершенный вагинальным, оральным или анальным способом;
2. мануальный оральный, генитальный или любой другой телесный контакт с половыми органами ребенка, а также ласки эрогенных зон тела ребенка;
3. введение различных предметов во влагалище или анус;
4. мастурбация обоюдная, со стороны ребенка и взрослого.
   К неконтактному сексуальному насилию ребенка относятся:
1. демонстрация эротических и порнофафических материалов;
2. совершение полового акта в присутствии ребенка;
3. демонстрация обнаженных гениталий, груди или ягодиц ребенку (эксгибиционизм);
4. подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур (вуаеризм), принудительное раздевание ребенка.
   На практике непросто отличить предвестники сексуального насилия от позитивного телесного контакта, который бывает совершенно необходим в общении с маленькими детьми. Различия между двумя ситуациями определяются намерениями взрослого человека (ситуация могла бы быть нормальной, если бы не было «задней» мысли, и ребенок должен это чувствовать), а также тем, имеет ли возможность ребенок свободно сказать «Нет!».
   Кроме того, следует сказать, что в обществе бытуют мифы, представляющие собой попытку, часто неосознанную, искажения  причин и последствий сексуального насилия над несовершеннолетними.
Миф I. Сексуальное насилие совершается в основном над детьми подросткового возраста.
Это неверно.
Сексуальное насилие совершается над детьми любого возраста, причем самый уязвимый возраст — 9 лет.
Миф 2 Сексуальное насилие совершается только над девочками.
Девочки чаще становятся жертвами сексуального насилия. Но мальчики также подвергаются насилию со стороны взрослых. Чаще это случается вне родительского дома людьми, имеющими большой опыт совращения малолетних.
Миф 3 Сексуальное насилие случается только один раз.
Сексуальное насилие над детьми - это длительный процесс, в котором эксплуатируются близкие доверительные отношения между взрослым и ребенком.
Миф 4 Дети соблазняют взрослых.
Дети не обладают необходимыми знаниями и умениями для того, чтобы инициировать  сексуальную активность. И любой взрослый осознает, что любые сексуальные действия по отношению к ребенку являются разрушительными для ребенка и наносят ему ущерб.
Миф 5 Только половой акт наносит ущерб ребенку.
Любое сексуальное насилие разрушительно для ребенка. Подвергаясь насилию со стороны взрослого, ребенок переживает, прежде всего, травму эмоционального характера, в которой разрушается его потребность в безопасности, возможность построения адекватных социальных, интеллектуальных и доверительных эмоциональных взаимоотношений. Взрослые перестают быть эталонами для подражания, что приводит в дальнейшем к трудностям в развитии ребенка. Дети, подвергшиеся насилию, испытывают стыд, чувство вины, тревогу, страхи, ощущение собственной незначимости, бессмысленности и бессилия.
Миф 6 Только мужчины совершают сексуальное насилие над детьми.
Можно говорить о ведущей роли мужчин в сексуальном насилии, но не следует отрицать участие женщин.
Миф 7 Сексуальное насилие совершается незнакомыми людьми.
Только небольшой процент сексуального насилия над детьми совершается вне стен дома. Насильниками могут выступать родственники (родители, дяди и тети, братья и сестры, дедушки и бабушки), хорошо знакомые ребенку люди (друзья родных, соседи, гувернеры, приходящие репетиторы, няни, различные помощники по дому).
 
Сексуальное насилие чаще всего происходит в семьях, где:
1. патриархально-авторитарный уклад;
2. плохие взаимоотношения ребенка с родителями, особенно с матерью;
3. конфликтные отношения между родителями;
4. мать ребенка чрезмерно занята на работе;
5. ребенок долгое время жил без родного отца;
6. вместо родного отца отчим или сожитель матери;
7. мать имеет хроническое заболевание или инвалидность и подолгу лежит в больнице;
8. родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;
9. родители (или один из них) имеют психические заболевания;
10. мать в детстве подвергалась сексуальному насилию и т. п.
   Однако не стоит думать, что сексуальное насилие происходит только в неблагополучных 

К лицам группы риска, склонным совершать сексуальные преступления, могут также относиться:
1. лица, в семье которых имеются душевнобольные либо родители, страдающие алкоголизмом или наркоманией;
2. подростки, воспитывающиеся без надзора, употребляющие алкоголь и наркотики;
3. лица, совершавшие в детстве или в раннем подростковом возрасте сексуальные проступки;
4. лица с аномалиями психики и педагогически запущенные дети;
5. лица с проявлением гиперсексуальности, склонные к перверсным действиям;
6 лица, совершавшие попытки самоубийства по сексуальным мотивам;
7. лица, склонные к насильственным действиям, обнаруживающим некоторые сексуальные черты;
8. лица, ранее привлекавшиеся к ответственности за правонарушения сексуального характера.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ 

оказания помощи несовершеннолетним, пострадавшим от сексуального насилия и эксплуатации

1.   Для целей настоящего Механизма применяются следующие термины и их определения:

несовершеннолетний, пострадавший от сексуального насилия и эксплуатации (далее - пострадавший), - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет, в отношении которого имеется подтверждающая информация о том, что он является пострадавшим от любого из преступлений, предусмотренных статьями 166, 167, 168, 169, 170, 171, 1711, 181, 1811, 182, 343 и 3431 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее - УК), что подтверждено фактическими данными (результаты оперативно-розыскной деятельности, материалы доследственной проверки или уголовного дела, поступившее заявление или сообщение.

информированное согласие - письменный документ, в котором пострадавший либо законный представитель* выражает волю о передаче информации о совершенном в отношении несовершеннолетнего сексуальном насилии и эксплуатации и иных его персональных данных, необходимых для защиты от сексуального насилия и эксплуатации, оказания несовершеннолетнему предусмотренных законодательством видов помощи;

«Региональная карта помощи» - документ (в электронном или в печатном виде), содержащий адреса, наименования, контакты организаций и учреждений, обеспечивающих защиту и оказывающих бесплатную помощь пострадавшим;

сексуальное насилие и эксплуатация - вовлечение лица с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера с другими лицами в целях получения последними сексуального удовлетворения или выгоды. Может выражаться в широком спектре проявлений сексуальной активности:        предложения сексуального

характера, сексуальные ласки, демонстрация гениталий, мастурбация в присутствии ребенка, оральный секс, вагинальное или анальное проникновение каким-либо объектом или предметом, включая пальцы или пенис, демонстрация порнографии и использование ребенка в порнографических целях, принуждение ребенка к сексуальному взаимодействию с животными, вуайеризм (периодическая или постоянная наклонность наблюдать за занимающимися сексом или раздевающимися), а также коммерческая сексуальная эксплуатация ребенка в целях получения выгоды в денежной или иной форме.

2.  Органами, осуществляющими профилактику и предупреждение сексуального насилия и эксплуатации в отношении несовершеннолетних (далее - органы профилактики), являются:

комиссии по делам несовершеннолетних;

Министерство образования Республики Беларусь, структурные подразделения областных (Минского городского) исполнительных комитетов, городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющие государственно­властные полномочия в сфере образования;

учреждения образования;

Министерство здравоохранения Республики Беларусь, структурные подразделения областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере здравоохранения, органы управления здравоохранением других республиканских органов государственного управления;

государственные организации здравоохранения;

Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь, структурные подразделения областных (Минского городского) исполнительных комитетов, городских, районных исполнительных комитетов, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере труда, занятости и социальной защиты;

учреждения социального обслуживания;

Министерство внутренних дел Республики Беларусь, территориальные органы внутренних дел (далее - органы внутренних дел);

государственные органы, входящие в систему Следственного комитета Республики Беларусь (далее - подразделения Следственного комитета);

общественные объединения и иные организации в пределах своей компетенции, осуществляющие деятельность по профилактике и предупреждению сексуального насилия и эксплуатации в отношении несовершеннолетних.

Органы профилактики обеспечивают защиту, оказывают помощь пострадавшему и реализуют положения Национального механизма оказания помощи несовершеннолетним, пострадавшим от сексуального насилия и эксплуатации, в пределах своей компетенции в соответствии с Законом Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. № 200-3 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и другими нормативными правовыми актами.

3.  Пострадавший имеет право на защиту и оказание помощи:

3.1.             обеспечение защиты. Применяется органами внутренних дел и подразделениями Следственного комитета, с использованием следующих механизмов:

неразглашение сведений о личности; использование технических средств контроля;

прослушивание переговоров, ведущихся с использованием технических средств связи и иных переговоров; личная охрана, охрана жилища и имущества; изменение паспортных данных и замена документов; запрет на выдачу сведений.

Перечисленные меры защиты применяются в соответствии с Положением о порядке применения мер безопасности в отношении защищаемых лиц, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.01.2016 № 44.

Информация о пострадавшем или об обстоятельствах сексуального насилия и эксплуатации не подлежит разглашению;

3.2.   медицинская помощь. Оказывается государственными организациями здравоохранения бесплатно в соответствии с Законом Республики Беларусь от 18 июня 1993 г. № 2435-XII «О здравоохранении» по профилям заболеваний, состояниям, синдромам на основании клинических протоколов, а также иных нормативных правовых актов Министерства здравоохранения, устанавливающих порядок организации и оказания медицинской помощи по профилям заболеваний, состояниям, синдромам или методов оказания медицинской помощи. Медицинская помощь оказывается, в том числе в стационарных условиях, по месту нахождения пострадавшего вне зависимости от места его жительства (места пребывания). При наличии у пострадавшего психического расстройства (заболевания), совершении пострадавшим действий (бездействия), которые дают основания предполагать наличие у него психического расстройства (заболевания), обращении пострадавшего за оказанием психиатрической помощи, такая помощь оказывается ему в соответствии с Законом Республики Беларусь от 7 января 2012 г. № 349-3 «Об оказании психиатрической помощи» по месту его нахождения. При наличии у пострадавшего психологических проблем, кризисных ситуаций и их последствий он направляется государственными организациями здравоохранения в учреждения образования для получения психологической помощи;

3.3.   предоставление временных мест пребывания, в том числе спальных мест и питания. В возрасте до трех лет оказывается государственными организациями здравоохранения, а в возрасте от трех до восемнадцати лет - социально-педагогическими центрами на срок до шести месяцев;

3.4.   психологическая помощь. Оказывается учреждениями образования и здравоохранения в виде психологической диагностики, психологического консультирования, психологической коррекции, психологической профилактики. Оказание психологической помощи несовершеннолетним в возрасте до четырнадцати лет без согласия законных представителей осуществляется в случаях, предусмотренных частью второй статьи 18 Закона Республики Беларусь от 1 июля 2012 г. № 153-3 «Об оказании психологической помощи».

Психологическая помощь пострадавшему от сексуального насилия и эксплуатации оказывается по алгоритмам кризисной психологии. Профилактическая работа по предотвращению преступлений против личной свободы, чести и достоинства, жизни и здоровья, половой неприкосновенности или половой свободы в рамках образовательных программ сексуального воспитания несовершеннолетних проводится специалистами учреждений образования;

3.5.   содействие в трудоустройстве. Оказывается органами по труду, занятости и социальной защите;

3.6.   правовая и социальная помощь пострадавшему и его законным представителям*. Оказывается учреждениями образования, территориальными центрами социального обслуживания населения;

3.7.   иная помощь. Оказывается в соответствии с решениями местных исполнительных и распорядительных органов.

4.   Органы профилактики при выявлении пострадавшего:

4.1.   незамедлительно информируют подразделения Следственного комитета и органы внутренних дел о пострадавшем. В случае совершения в отношении несовершеннолетнего преступлений сексуального характера, предусмотренных статьями 166-170 УК, проверочные мероприятия осуществляются подразделениями Следственного комитета. По остальным сообщениям (заявлениям) проверочные мероприятия осуществляются сотрудниками органов внутренних дел;

4.2.   выясняют, нуждается ли в услугах переводчика, предоставляют такие услуги в случае необходимости;

4.3.   выясняют наличие законных представителей;

4.4.   уведомляют законных представителей* о его местонахождении;

4.5.   оказывают в пределах компетенции соответствующую помощь;

4.6.   информируют пострадавшего и его законных представителей*, начиная с первого контакта, о видах помощи, оказываемых государственными органами, учреждениями, организациями и общественными объединениями и выдают «Региональную карту помощи»;

4.7.   при заинтересованности пострадавшего и (или) его законных представителей* оформляют информированное согласие по форме согласно приложению 1, в котором указываются выбранные пострадавшим виды помощи.

В случае отказа пострадавшего и его законных представителей* от подписи или ознакомления с информированным согласием, должностное лицо делает соответствующую запись в нем об отказе;

4.8.   в течение суток, в зависимости от вида помощи, выбранного пострадавшим и (или) его законным представителем*, в государственный орган, учреждение, организацию или общественное объединение, указанные в «Региональной карте помощи», по месту фактического проживания несовершеннолетнего (за исключением медицинской помощи, оказываемой по месту нахождения пострадавшего вне зависимости от места его жительства (места пребывания), выявившим органом профилактики посылается направление по оказанию помощи несовершеннолетнему, пострадавшему от сексуального насилия и эксплуатации по форме согласно приложению 2. При необходимости осуществляется сопровождение пострадавшего в соответствующий компетентный орган для оказания помощи;

4.9.   копия направления по оказанию помощи несовершеннолетнему, пострадавшему от сексуального насилия и эксплуатации выдается пострадавшему и (или) его законному представителю*;

4.10.   информированное согласие (независимо от принятого пострадавшим и (или) его законным представителем* решения о необходимости оказания помощи) в течение суток направляется в комиссию по делам несовершеннолетних (по фактическому месту проживания пострадавшего) для учета и контроля (в случае получения согласия пострадавшего и (или) его законного представителя*) за принятием мер по оказанию государственными органами, учреждениями, организациями или общественными объединениями помощи пострадавшему;

4.11.   информация, поступающая в комиссию по делам несовершеннолетних, анализируется и в случаях, требующих дополнительного принятия мер, рассматривается на заседании комиссии по делам несовершеннолетних усеченного состава (в состав входят только органы профилактики определенные в пункте 2 по усмотрению председателя комиссии по делам несовершеннолетних), на котором при необходимости может приниматься решение о проведении комплекса мероприятий, направленных на профилактику и предупреждение сексуального насилия и эксплуатации в отношении несовершеннолетних, защиту их прав и законных интересов.

5.  Органы профилактики, указанные в «Региональной карте помощи», при доставлении и (или) обращении к ним пострадавшего, или поступлении направления по оказанию помощи несовершеннолетнему, пострадавшему от сексуального насилия и эксплуатации, принимают незамедлительные меры по оказанию помощи несовершеннолетнему согласно компетенции, о чем в течение суток информируют комиссию по делам несовершеннолетних (по фактическому месту проживания пострадавшего).

О принятых мерах и результатах оказания помощи государственные органы, учреждения, организации или общественные объединения, указанные в «Региональной карте помощи», информируют комиссию по делам несовершеннолетних (по фактическому месту проживания пострадавшего) в течение трех суток после окончания оказания помощи.

Органы профилактики обеспечивают конфиденциальность полученной информации.

6. Контроль за применением мер по защите пострадавшего и оказания ему помощи осуществляется органами профилактики в пределах компетенции.

Министерство образования является ответственным за обновление содержащейся в «Региональной карте помощи» информации об учреждениях и организациях, оказывающих помощь пострадавшим. В случае внесения изменений в указанную информацию Министерство образования обеспечивает своевременное информирование об этом органов профилактики.

Минский городской исполнительный комитет, областные исполнительные комитеты в случае изменения содержащейся в «Региональной карте помощи» информации об учреждениях и организациях, оказывающих помощь, обеспечивают не реже 2 раз в год ее предоставление в Министерство образования.

Органы профилактики обеспечивают размещение информации, содержащейся в «Региональной карте помощи», на официальных сайтах и иных Интернет-ресурсах.

В трехмесячный срок после утверждения Национального механизма оказания помощи несовершеннолетним, пострадавшим от сексуального насилия и эксплуатации, Министерство образования разрабатывает «Региональные карты помощи».

Примечание:     * - в случае, если в отношении пострадавшего

совершены действия со стороны лица, от которого оно находится в зависимом положении (отец, мать, отчим и т.д.), то все действия,

предполагаемые для законного представителя, производятся представителем органа опеки и попечительства.


Памятка педагогическим работникам

 Признаки жестокого обращения с детьми

ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства, это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения.

Жестокое обращение с детьми (несовершеннолетними до 18 лет) включает в себя любую форму недопустимого обращения со стороны сверстников, родственников (родителей, братьев, сестер, других членов семьи), опекунов, попечителей, педагогов, воспитателей, представителей органов правопорядка.

ФОРМЫ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ

Физическое насилие – преднамеренное нанесение ребенку кем-либо физических повреждений, которые могут привести к смерти ребенка или вызывать серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического или психического здоровья, отставания в развитии. К физическому насилию относится также вовлечение ребенка в употребление алкоголя, наркотиков, токсических веществ.

Возможные признаки физического насилия:

  • Множественные специфические повреждения (отпечатки пальцев, ремня, ожоги, кровоизлияние в глазное яблоко, участки облысения на голове, выбитые зубы, разрывы во рту и т.д.);
  • признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид); стремление скрыть причину повреждений и травм, отсутствие сопротивления случившемуся, пассивное реагирование на боль;
  • задержка физического развития;
  • одиночество, отсутствие друзей;
  • болезненное отношение к замечаниям, критике, негативизм, агрессивность;
  • жестокое обращение с животными.

Психическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

Возможные признаки психического насилия:

  • беспокойство или тревожность, нарушение сна, нарушение аппетита;
  • длительное подавленное состояние;
  • склонность к уединению, агрессивность;
  • чрезмерная уступчивость, заискивающее, угодливое поведение;
  • неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, низкая самооценка;
  • плохая успеваемость.

Пренебрежение нуждами ребенка – отсутствие должной заботы о ребенке и контроля за удовлетворением его потребностей (в питании, одежде, средствах гигиены, жилье, образовании, медицинском обслуживании, досуге и пр.); отсутствие теплого эмоционального контакта с ребенком, в результате чего подрывается его психологическое состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

Возможные признаки пренебрежения нуждами ребенка

  • одежда не по сезону и не по размеру; запущенный внешний вид (плохо пахнет);
  • социальные заболевания (педикулез и др.);
  • ребенок имеет заболевания, которые родители не лечат;
  • длительное пребывание на улице в неподходящее время;

Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия.

Возможные признаки сексуального насилия

  • Резкие изменения веса (потеря или прибавка); замкнутость, стремление избегать любых физических контактов, страхи, ухудшение взаимоотношений со сверстниками;
  • изменение ролевого поведения (берет на себя функции родителей в игре, в общении) либо регрессивное поведение (проявление форм поведения, характерных для более младшего возраста);
  • несвойственное возрасту сексуально окрашенное поведение;
  • беспричинные нервно-психические расстройства, депрессия;
  • суицидальные попытки или высказывания.

Консультация «Неблагополучие в семье»

 

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.

(Л.Н.Толстой)

 

       Роль семьи в обществе несравнима по своей силе, ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни

       Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.

       Педагогическим работникам необходимо обращать внимание на  внешний вид ребенка, на его поведение.

  Характерными признаками внешнего вида и поведения ребенка, воспитывающегося в ситуации пренебрежения родителями своих обязанностей, являются:

-утомленный, сонный вид;

-санитарно-гигиеническая запущенность;

склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания;

неумеренный аппетит;

задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии;

привлечение внимания любым способом;

чрезмерная потребность в ласке;

проявление агрессии и импульсивности, которая сменяется апатией и подавленным состоянием;

проблемы во взаимоотношениях со сверстниками;

трудности в обучении.

       Признаки физического насилия в семье:

-боязливость ребенка;

-выраженный страх перед взрослыми, проявление тревоги в   форме тиков, сосании пальца, раскачивания;

боязнь идти домой;

жестокое обращение с животными;

стремление скрыть причину травм.

       Приемы работы с неблагополучными семьями

       Убеждение - разъяснение и доказательство правильности и необъективности определенного поведения либо недопустимости какого-то поступка.

       Моральная поддержка – по отношению к детям из неблагополучных семей, где ребенок чувствует себя лишним, ненужным.

       Вовлечение в интересную деятельности - поручение дела, которое приведет к успеху,     укрепит веру в собственные силы.

       Готовность сопереживать - это часто отсутствует в неблагополучных семьях.

       Нравственные упражнения по формированию нравственных качеств.

       Каких общих требований, общих принципов перехода к ребенку следует придерживаться, чтобы меры были эффективными? (в этой ситуации родители откровенно становятся на сторону учителя и активно ему помогают.)

       Рекомендации педагогическим работникам  по работе с неблагополучными семьями

       Неблагополучные, «трудные родители» требуют особого подхода при общении с ними. Искусству общения с такими родителями нужно учиться, проявляя максимум такта, терпения, знаний.

      Индивидуальные формы работы наиболее эффективны при общении с данным контингентом родителей.

       Недопустимы небрежное, снисходительное или слишком официальное общение при встрече, а также упрёки, устрашения, ультиматумы. В противном случае создастся психологический барьер, из-за чего человек не сможет адекватно воспринимать даже вполне целесообразные предложения.

В ситуации, угрожающей жизни и здоровью ребёнка, необходимо немедленно принять меры по ограждению его от негативного воздействия родителей, вплоть до лишения родительских прав.

       Однако следует помнить, что нельзя делать выводы по одному показателю. Только комплексное изучение семьи поможет увидеть реальную картину происходящего. 

                                                            

Практические рекомендации педагога-психолога

 педагогическим работникам по работе с детьми, проявляющим агрессию.


1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.

В тех случаях, когда агрессия детей не опасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии:

- полное игнорирование реакций ребенка - весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения;

- выражение понимания чувств ребенка ("Конечно, тебе обидно...");

- переключение внимания, предложение какого-либо задания ("Помоги мне, пожалуйста, достать посуду с верхней полки, ты ведь выше меня");

- позитивное обозначение поведения ("Ты злишься потому, что ты устал").

Так как агрессия естественна для людей, то адекватная и неопасная агрессивная реакция часто не требует вмешательства со стороны. Дети нередко используют агрессию просто для привлечения к ним внимания. Если ребенок проявляет гнев в допустимых пределах и по вполне объяснимым причинам, нужно позволить ему отреагировать, внимательно выслушать и переключить его внимание на что-то другое.

2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности.

Проводить четкую границу между поступком и личностью позволяет техника объективного описания поведения. После того как ребенок успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение. Следует описать, как он вел себя во время проявления агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки. Критические высказывания, особенно эмоциональные, вызывают раздражение и протест, и уводят от решения проблемы.

Анализируя поведение ребенка, важно ограничиться обсуждением конкретных фактов, только того, что произошло "здесь и сейчас", не припоминая прошлых поступков. Иначе у ребенка возникнет чувство обиды, и он будет не в состоянии критично оценить свое поведение. Вместо распространенного, но неэффективного "чтения морали", лучше показать ему негативные последствия его поведения, убедительно продемонстрировав, что агрессия больше всего вредит ему самому. Очень важно также указать на возможные конструктивные способы поведения в конфликтной ситуации.

Один из важных путей снижения агрессии - установление с ребенком обратной связи. Для этого используются следующие приемы:

- констатация факта ("ты ведешь себя агрессивно");

- констатирующий вопрос ("ты злишься?");

- раскрытие мотивов агрессивного поведения ("Ты хочешь меня обидеть?", "Ты хочешь продемонстрировать силу?");

- обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению ("Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне", "Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит");

- апелляция к правилам ("Мы же с тобой договаривались!").

Давая обратную связь агрессивному поведению ребенка, взрослый человек должен проявить, по меньшей мере, три качества: заинтересованность, доброжелательность и твердость. Последняя касается только конкретного проступка, ребенок должен понять, что родители любят его, но против того, как он себя ведет.

3. Контроль над собственными негативными эмоциями.

Родителям и специалистам необходимо очень тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми. Когда ребенок демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает сильные отрицательные эмоции - раздражение, гнев, возмущение, страх или беспомощность. Взрослым нужно признать нормальность и естественность этих негативных переживаний, понять характер, силу и длительность возобладавших над ними чувств.

Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.

4. Снижение напряжения в ситуации.

Основная задача взрослого, сталкивающегося с детско агрессией - уменьшить напряжение ситуации. Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются:

- повышение голоса, изменение тона на угрожающий;

- демонстрация власти ("Учитель здесь пока еще я", "Будет так, как я скажу");

- крик, негодование;

- агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор "сквозь зубы";

- сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;

- негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;

- использование физической силы;

- втягивание в конфликт посторонних людей;

- непреклонное настаивание на своей правоте;

- нотации, проповеди, "чтение морали",

- наказания или угрозы наказания;

- обобщения типа: "Вы все одинаковые", "Ты, как всегда...", "Ты никогда не...";

- сравнение ребенка с другими детьми - не в его пользу;

- команды, жесткие требования, давление;

- оправдания, подкуп, награды.

Некоторые из этих реакций могут остановить ребенка на короткое время, но возможный отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит куда больше вреда, чем само агрессивное поведение.

5. Обсуждение проступка.

Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся. В то же время, обсуждение инцидента необходимо провести как можно скорее. Лучше это сделать наедине, без свидетелей, и только затем обсуждать в группе или семье (и то не всегда). Во время разговора важно сохранять спокойствие и объективность. Нужно подробно обсудить негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для окружающих, но, прежде всего, для самого маленького агрессора.

6. Сохранение положительной репутации ребенка.

Ребенку очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное для него - публичное осуждение и негативная оценка. Дети стараются избежать этого любой ценой, используя различные механизмы защитного поведения. И действительно, плохая репутация и негативный ярлык опасны: закрепившись за ребенком, они становятся самостоятельной побудительной силой его агрессивного поведения.

Для сохранения положительной репутации целесообразно:

- публично минимизировать вину ребенка ("Ты не важно себя чувствуешь", "Ты не хотел его обидеть"), но в беседе с глазу на глаз показать истину;

- не требовать полного подчинения, позволить подростку/ребенку выполнить ваше требование по-своему;

- предложить ребенку компромисс, договор с взаимными уступками.

Настаивая на полном подчинении (то есть на том, чтобы ребенок не только немедленно сделал то, что вы хотите, но и тем способом, каким вы хотите), можно спровоцировать новый взрыв агрессии.

7. Демонстрация модели неагрессивного поведения.

Важное условие воспитания "контролируемой агрессии" у ребенка - демонстрация моделей неагрессивного поведения. При проявлениях агрессии обе стороны теряют самообладание, возникает дилемма - бороться за свою власть или разрешить ситуацию мирным способом. Взрослым нужно вести себя неагрессивно, и чем меньше возраст ребенка, тем более Все, что нужно делать - поддерживать течение речи собеседника, стараясь, чтобы он полностью выговорился.);

- пауза, дающая возможность ребенку успокоиться;

- внушение спокойствия невербальными средствами;

- прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;

- использование юмора;

- признание чувств ребенка.

Дети довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведения. Главное условие - искренность взрослого, соответствие его невербальных реакций словам.

Список сказок, которые можно использовать при коррекции агрессивности.

1

Добрые поступки

Сказка Альфреда Кеннера «Три медвежонка»

2

Доброжелательность.

Сказка братьев Гримм «Зведные таллеры».

3

Дружба-враждебность.

Стих-е Алана Милна «Три пингвина».

4

Обзывания

Сказка В.Щергина «Рифмы-обзывания».

5

Наши чувства.

Притча  И.Фурманова «Ядовитая змея»

6

Обида.

Сказка «Как лисичка бычка обидела»

Л. Фесюковой.

7

Ссора

Сказка Л.Киселевой «Как иголка с ниткой поссорилась»

8

Мое настроение.

Сказка О.Пройслера «Неприятности»

9

Жадность.

Сказка «Два жадных медвежонка»

10

Хвастовство.

Сказка «Заяц –Хваста»

Тревожность у детей

Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, склонны отказаться от такой деятельности, в которой испытывают затруднения.

Повышенная тревожность мешает ребенку общаться, т.е. взаимодействовать в системе ребенок-ребенок; ребенок-взрослый, формированию учебной деятельности, в частности постоянное чувство тревожности не дает возможности формированию контрольно-оценочной деятельности, а контрольно-оценочные действия являются одним из основных составляющих учебной деятельности. А также повышенная тревожность способствует блокированию психосоматических систем организма, не дает возможности эффективной работе на уроке.

Рекомендации:

  1. 1.Поручение, которое дается ребенку, должно соответствовать его возможностям. Предлагая выполнить слишком сложные, непосильные занятия, вы заранее обрекаете ребенка на неуспех, а, следовательно, на снижение самооценки, на неудовлетворенность собой.

  2. 2.Повышать самооценку тревожного ребенка, для чего любая деятельность, предлагаемая ребенку, должна предваряться словами, выражающими уверенность в его успехе (“У тебя это получится”, “Ты это умеешь хорошо делать”). При выполнении заданий необходим общий положительный эмоциональный фон.

  3. 3.Недопустимо сравнивать ребенка с кем-либо, особенно, если это сравнение не в его пользу. Сравнение должно быть только с собственными успехами и неудачами ребенка (“Посмотри, сегодня ты меньше постарался, поэтому у тебя получилось хуже, чем в прошлый раз. Но я думаю, завтра ты сможешь сделать лучше”). Оптимистические прогнозы “на завтра” не дают ребенку повода считать себя безнадежным и способствуют повышению уверенности в себе.

  4. 4.Желательно не ставить тревожного ребенка в ситуации соревнования, публичного выступления. Не рекомендуется давать тревожным детям задания типа “кто первый”.

  5. 5. Ситуация публичного выступления также является стрессовой, поэтому не следует настаивать на том, чтобы ребенок отвечал перед всей группой: его ответы можно выслушать индивидуально.

  6. 6.Детская тревожность часто вызывается неизвестностью. Потому, предлагая ребенку задание, необходимо подробно выстраивать пути его выполнения, составить план: что мы делаем сейчас, что потом и т.д.

  7. 7.Осторожно и дозировано использовать критику, т.к. тревожные дети болезненно реагируют на нее. Старайтесь не стыдить ребенка, особенно в присутствии его сверстников.

  8. 8.Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
  9. Хвалите ребенка даже за незначительный успех.

   

Рекомендации педагогическим работникам по профилактике эмоционального выгорания

1. Определите для себя главные жизненные цели и сосредоточьте усилия на их достижении.

2. Думайте о чем-то хорошем, отбрасывайте плохие мысли. Позитивное мышление и оптимизм – это залог здоровья и благополучия.

3. Каждое утро, поднимаясь из кровати, думайте о чем-то хорошем, улыбнитесь, напомните себе, что все будет хорошо, а вы обворожительны и прекрасны, у вас замечательное настроение.

4. Планируйте не только свое рабочее время, но и свой отдых. Устанавливайте приоритеты.

5. Особенное место отводите отдыху и сну. Сон должен быть спокойным, не менее 7-8 часов. Перед сном можно приготовить успокаивающую ванну с аромамаслами.

6. Используйте на протяжении дня короткие паузы (минуты ожидания, вынужденной бездеятельности) для расслабления.

7. Не сгущайте тучи! Не делайте из мухи слона!

8. Руководите своими эмоциями! Закройте глаза. Представьте берег моря. Руки поднимите вверх и разведите в сторону. Почувствуйте силу энергии. Сложите руки на животе.

9. Не пренебрегайте общением! Обсуждайте с близкими вам людьми свои проблемы.

10. Отдыхайте вместе с семьей, близкими, друзьями, коллегами.

11. Найдите место для юмора и смеха в вашей жизни. Когда у вас плохое настроение, посмотрите кинокомедию, посетите цирк, почитайте анекдоты.

12. Не забывайте хвалить себя!

13. Улыбайтесь! Даже если не хочется (1-1,5 мин.).

14. Находите время для себя: примите расслабляющую ванну, почитайте любимую книгу, сделайте косметические процедуры и тому подобное! Устраивайте для себя небольшие праздники!

15. Станьте энтузиастом собственной жизни!

16. Предпримите шаги для устранения причин напряжения.

17. Проблемы не нужно переживать, их нужно решать!

18. Умейте отказывать вежливо, но убедительно!

19. Если негативные эмоции захватили вас во время общения, то сделайте паузу, помолчите несколько минут, посчитайте до 10, выйдите из помещения, займитесь другим видом деятельности: переберите бумаги на столе, поговорите со своими коллегами на нейтральные темы, подойдите к окну и посмотрите в него, рассмотрите уличное движение, небо, деревья, порадуйтесь погоде, солнцу.

20. Делайте дни “информационного отдыха” от ТВ и компьютера. Можно посвятить это время – чтению книг.

21. Посещайте музеи, выставки, театр, концерты.

22. Наилучшим средством для снятия нервного напряжения являются физические нагрузки – физическая культура и физический труд. Очень полезным также есть расслабляющий массаж. Замечательным средством достижения внутреннего равновесия является йога, дыхательная гимнастика, релаксация.

23. Музыка – это тоже психотерапия.

24. Позаботьтесь о психотерапевтическом влиянии среды, которая вас окружает (цветовая гамма). Хорошо успокаивают нервную систему зеленый, желто-зеленый и зелено-голубой цвета. Хорошо, когда дома стены окрашены в эти цвета, или же достаточно просто посмотреть на любую вещь, какого-то из этих цветов, — и нервное напряжение постепенно уменьшится.

25. Отдыхайте на природе, ведь такой отдых замечательно успокаивает нервную систему и делает человека добрее.

26. Позитивное влияние на нервную систему и настроение имеет и общение с животными.

26. Снять напряжение также поможет смена деятельности, когда позитивные эмоции от приятного занятия вытесняют грусть.

27. Уделяйте надлежащее внимание собственному здоровью!

28. Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она — не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.

 

Успехов Вам и внутреннего равновесия!

 

Семинар-практикум для педагогических работников

«Формирование психологической готовности педагогических работников к взаимодействию с семьями воспитанников с особенностями психофизического развития»

Цель - формирование у педагогических работников психологической готовности к взаимодействию с семьей ребенка с ОПФР, снятие психологических барьеров.

Ход мероприятия

Разминка

Правила работы группы.

-общение в доверительном стиле;

-правило «здесь и сейчас»;

-искренности в общении;

-конфиденциальности в отношении всего происходящего в группе;

-оказания каждому поддержки советом, добрым словом, внимательным отношением;

-активное участие.

Основная часть

Проблема готовности педагогического коллектива к работе с детьми с ОПФР

На всех первых этапах развития образования остро встает проблема готовности педагогических работников (профессиональной, психологической и методической) к работе с детьми с ОПФР. Обнаруживается недостаток профессиональных знаний работы в инклюзивной среде, наличие психологических «барьеров» и профессиональных стереотипов педагогов. Основным психологическим «барьером» является страх перед неизвестным, негативные установки и предубеждения, профессиональная неуверенность педагогического работника, нежелание изменяться, психологическая неготовность к работе с «особыми» детьми.

Психологические особенности семьи ребенка с ОПФР

Принятие ситуации появления в семье ребенка с особенностями развития имеет свои этапы. В детский сад могут прийти родители, находящиеся на совершенно разных стадиях переживания. Понимание этого поможет специалисту рассмотреть сложившуюся ситуацию с точки зрения родителей, и общаться с ними без осуждения.

Перечислим основные стадии переживания ситуации в семье:

1.Шок (непонимание ситуации, ступор, а затем паника).

2.Отрицание (это защитный механизм, надежда родителей, что ребенок полностью выздоровеет).

3.Агрессия или пассивность (включатся эмоциональные реакции, злость. Родители задают вопрос сами себе, родственникам и специалистам «Почему это случилось с нами?». Другой вариант — пассивность, бездействие).

4.Торги (родители надеются на чудо, перебирают все возможные способы лечения, пытаются «выторговать» здоровье ребенка в обмен на добрые дела, пожертвования).

5.Переживание и признание проблемы (стадия переживания горя. Ощущение пустоты и бессмысленности, чувство брошенности, сильное чувство вины и страх. Это самый тяжелый период).

6.Принятие и возрождение (болезнь ребенка воспринимается как часть жизни, родители принимают его. Позиция родителей: «признать — значит научиться с этим жить». Возвращается ощущение внутренней опоры, человек начинает задумываться о будущем). 

Притча «Горчичное зерно»

Однажды Будде повстречалась пожилая женщина. Она горько плакала из-за своей нелёгкой жизни и попросила Будду помочь ей. Он пообещал помочь ей, если она принесёт ему горчичное зерно из дома, в котором никогда не знали горя. Ободрённая его словами, женщина начала поиски, а Будда отправился своим путём. Много позже он встретился её опять — женщина полоскала в реке бельё и напевала. Будда подошёл к ней и спросил, нашла ли она дом, жизнь в котором была счастливой и безмятежной.

На что она ответила отрицательно и добавила, что поищет ещё попозже, а пока ей необходимо помочь постирать бельё людям, у которых горе тяжелее её собственного.

Стихотворение Сони:

Мне страшно. Голова гудит.

Там мечутся слова и просятся уйти.

“Пусти нас, Соня, в мир пусти!”

Но рот мой на замке,

А ключ к замку в мозгу-

И как его достать?

Ну помогите ж мне!

Я не хочу немой остаться,

Но страх засовом запер рот.

Слова рождаются, живут и чудеса творят

В мирах, что в голове я создаю… И вот

В конце концов и умирают. Чтоб им жить,

Их надо в мир, вовне пустить.

Но как? Скажите мне!

А вдруг их люди не поймут?

Сквозь рот мой проходя,

Изменятся слова, их мир не примет,

Оттолкнёт, а в месте с ними- и меня?

Как жить? Мне страшно. Голова гудит”.

Комментарии ведущего: (Соня Ш., у девочки аутизм. На момент написания стихотворения ей было 8 лет).

Упражнение «Кенгуру»

Цель: развитие чувства сопереживания другим, эмпатии, корректирует агрессивные тенденции в поседении.

Участникам на пояс завязывается шарф или косынка, образуя «сумку кенгуру». В нее сажают детеныша — мягкую игрушку-зверушку. По команде ведущего «кенгуру» начинают прыгать к условленному месту, стараясь не выронить малыша. Руками придерживать нельзя. Побеждают самые быстрые и заботливые кенгуру.


     Мультфильм  "Про Диму"

«Профилактика насилия в отношении несовершеннолетних»

Проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия, в силу их наименьшей защищенности, в настоящее время не теряет свою актуальность.

Под насилием понимают социальное явление, которое не зависит от возраста ребенка, его личностных особенностей, семейной ситуации. Принято считать, что, в основном, насилию подвергаются дети, воспитывающиеся в неблагополучных семьях. Однако последние исследования показывают, что жестокое обращение к детям применяют в семьях внешне благополучных и состоятельных.

Для выявления фактов насилия в отношении несовершеннолетних законодательством Республики Беларусь определена система взаимодействия между органами профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. Внедрен в практику деятельности Алгоритм информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних.

Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля над другим человеком. Выделяют различные виды насилия: физическое, сексуальное, психологическое и др. Поскольку сталкивающиеся с насилием дети редко обращаются за помощью, а сам факт насилия становится очевидным, когда пострадавшие попадают в больницы или совершают правонарушения, то поведение и состояние детей должно быть постоянным объектом внимания, а порой и сигналом тревоги для окружающих.

Так как же распознать, заметить, увидеть, что ребенок подвергался, или подвергается насилию, являлся свидетелем или участником ситуаций домашнего насилия?

Все агрессивные формы поведения, представляющие собой физическое воздействие на человека, включая ограничение свободы передвижения, относятся к физическому насилию. Это – избиение, толчки, царапины, плевки, шлепки, пощечины, хватание, бросание предметами, нанесение ударов руками и ногами, удушение, использование оружия, нанесение ожогов и др.

Первое, на что стоит обратить внимание при выявлении насилия, это на появившиеся или участившиеся поведенческие и эмоциональные проблемы у несовершеннолетнего.

Изменения в эмоциональном состоянии и общении:

- внезапная замкнутость, подавленность, изоляция, уход в себя;

- частая задумчивость, отстраненность;

- постоянная депрессивность, грустное настроение;

- нежелание принимать участие в подвижных играх;

- непристойные выражения, не свойственные ребенку ранее;

- чрезмерная склонность к скандалам и истерикам;

- терроризирование младших детей и сверстников;

- возврат к детскому, инфантильному поведению, либо, наоборот, слишком «взрослое» поведение;

- жестокость по отношению к игрушкам (у младших детей);

- рассказы в третьем лице: «Я знаю одну девочку…»;

- утрата гигиенических навыков (чаще всего это касается малышей).

Необходимо обратить внимание на появление невротических и психосоматических симптомов:

- боязнь оставаться в помещении наедине с определенным человеком/либо иными лицами;

- сопротивление прикосновениям, нежелание чтобы ребенка целовали, обнимали или до него дотрагивался определенный человек;

- боязнь раздеваться (например, может категорически отказаться снять нижнее белье во время медицинского осмотра);

- головная боль, боли в области желудка и сердца;

- навязчивые страхи; расстройства сна (страх ложиться спать, бессонница, ночные кошмары).

Появляются проблемы, связанные с познавательной сферой.

Происходят изменения личности и мотивации ребенка, социальные признаки:

- трудности в общении с ровесниками, избегание общения, отсутствие друзей своего возраста или отказ от общения с прежними друзьями;

- внезапное изменение успеваемости (гораздо лучше или гораздо хуже) или внезапная потеря интереса к любимым занятиям;

- неожиданные, резкие перемены в отношении к конкретному человеку или месту («я ненавижу дядю …», «я не могу ездить в лифте»);

- неспособность защитить себя, несопротивление насилию и издевательству над собой, смирение.

Становятся заметными изменения самосознания ребенкаснижение самооценки; отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности.

Дети, подвергшиеся различного рода насилию, сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых: младших по возрасту детей, на животных. Часто их агрессивность проявляется в игре, причём порой вспышки гнева не имеют видимой причины.

Среди отдалённых последствий жестокого обращения выделяются нарушения физического и психического развития ребёнка, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, социальные последствия. По словам взрослых людей, которые в детстве часто становились свидетелями домашнего насилия, многие из них страдают от симптомов, связанных с травмой, депрессией и низкой самооценкой.

Особое внимание хотелось бы уделить ситуациям, наиболее сложным для распознания, когда ребенок подвергается исключительно психологическому или эмоциональному насилию, и которое практически всегда сопровождают другие виды насилия.

Эмоциональное и (или) психологическое насилие выражается в унижении, запугивании, принуждении и изолировании. Оно включает словесные оскорбления, постоянную критику мыслей, чувств, мнений, убеждений, действий; постоянные допросы, шантаж, угрозы насилия, контроль или ограничение круга общения жертвы, телефонных разговоров; преследование, обвинение во всех возникающих проблемах, прерывание сна, процесса еды, и т. д.

Одним из распостраненных видов насилия в современном обществе является отсутствие эмоционального реагирования. Все чаще встречаются эмоционально жестокие высказывания: высказывания, которые сильно ранят ребенка (например, «Лучше бы ты не рождался», «Такие, как ты, не должны жить», «Ты полный дурак, и это не исправить» и т. д.).

У большинства детей, живущих в семьях, в которых применяется психологическое или эмоциональное насилие, имеются признаки задержки физического и нервно-психического развития. У них ухудшается память: процессы запоминания и сохранения затруднены, резко возрастает избирательность в запоминании. Внимание становится рассеянным, обедняется речь, часто появляется заикание.

Родителям надо понимать, что если наблюдаются у детей сосание пальцев, монотонное раскачивание (аутоэротические действия); ночной и/или дневной энурез (недержание мочи); психосоматические жалобы (головная боль, боли в животе и области сердца, жалобыребёнка на то, что ему плохо), то это говорит о предъявлении к ребёнку завышенных требований, с которыми он не в состоянии справиться, чрезмерном психическом давлении на него. Результатом будет замедление физического, психического и общего развития ребенка.

Косвенными доказательствами применения психологического насилия могут быть такие особенности поведения ребёнка: беспокойство или тревожность, длительно сохраняющееся подавленное состояние, агрессивность, склонность к уединению, чрезмерная уступчивость, неумение контактировать с другими людьми, малое число друзей или их отсутствие, низкая самооценка.




Комментариев нет:

Отправить комментарий