Рекомендации
воспитателю дошкольного образования для создания бесконфликтной обстановки в группе.
В общении с детьми все чаще приходится наблюдать проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним, неумение уступать. Дети проявляют нетерпимость к индивидуальным особенностям друг друга.
Поэтому немаловажные задачи педагога – формирование гуманных межличностных отношений между дошкольниками и установление позитивного микроклимата в группе. Ведь именно здесь дети проводят большую часть времени, а сверстники в группе являются их основным кругом общения.
В работе с детьми можно использовать заучивание «мирилок», проводить дидактическую игру «Какое у тебя настроение». Стараться помочь найти причину плохого настроения. Детей с хорошим настроением просить поделится с остальными детьми улыбкой, веселой историей произошедшей с ним сегодня утром, можно вспомнить веселый мультфильм.
Очень важно создать в группе позитивный настрой и сделать ее как можно более сплоченной. В этих целях совместно с детьми можно выбрать эмблему и девиз группы: «Как вишенка на ветке – дружат в группе детки».
Можно организовать в группе «Шкатулку добрых дел» и в конце недели подводить итоги добрых дел. За каждый хороший поступок дети кладут в нее красную фишку, за каждый плохой поступок – синюю. Таким образом, определяются количество добрых и злых дел и размышляют, почему так случилось. Именно общий анализ поступков объединяет и заставляет задуматься каждого ребенка над своими действиями и над своим «вкладом» в общие хорошие дела всей группы.
Совместно с детьми «разработать» правила группы «Что можно делать, что нельзя».
1. Делись с товарищем. Играй так, чтобы не стараться всегда взять себе самое лучшее.
2. Помогай товарищу. Если умеешь что – то делать сам – научи и его.
3. Если товарищ попал в беду – помоги ему, чем можешь.
4. Останови товарища, если он делает что-то плохое. Если товарищ не прав, скажи ему об этом.
5. Не ссорься, не спорь по пустякам. Играй дружно.
6. Не зазнавайся, если у тебя что-то получилось лучше, чем у других.
7. Не завидуй – радуйся удачам и успехам товарища вместе с ним.
8. Если поступил плохо, попроси прощения и признай свою ошибку.
9. Умей спокойно принять помощь, советы и замечания от других ребят.
10. Не ябедничай, а старайся самостоятельно решить проблему с товарищем; умей договориться.
11. Будь внимателен к эмоциональному состоянию друга, старайся выиграть честно.
12. Не смейся над товарищем, если он попал в беду.[4]
В этой работе не обойтись без взаимодействия с родителями. С ними проводятся индивидуальные беседы, родительские собрания, совместные досуги.
Картотека игр и художественных произведений по ознакомлению детей с навыками бесконфликтного поведения, проявления эмпатии, готовности прийти на помощь и др.
Игры:
Карточка №1
Игра «Паровозик»
Цель: Создание положительного эмоционального фона, развитие уверенности в себе, сплочение группы.
Краткое описание игры: Дети строятся друг за другом, держась за плечи. «Паровозик» выполняет различные движения, дети повторяют за ним. Окончание игры – встать в круг, взявшись за руки..
Карточка №2
Игра «Сапожок»
Цель: Развитие навыков сотрудничества в группе сверстников, умения договариваться.
Краткое описание игры: Каждой паре детей предлагается договориться друг с другом и раскрасить свою пару сапог одинаково.
Карточка №3
Игра «Передай маску»
Цель: Установление контакта со сверстниками.
Краткое описание игры: Каждый из детей передает по кругу свое выражение лица, причем в точности нужно изобразить выражение лица своего соседа справа, затем придумать свое и передать его соседу слева.
Карточка №4
Игра «Колдун»
Цель: Вызывать у детей положительное эмоциональное настроение.
Краткое описание игры: По команде воспитателя все замирают. Колдун пытается рассмешить заколдованных. «Рассмешенные» помогают колдуну рассмешить.
Карточка №5
Игра «Только вместе»
Цель: Снятие речевых зажимов, развитие умения анализировать поступки, знакомство с конструктивными способами решения конфликтных ситуаций.
Краткое описание игры: Дети разбиваются на пары, поворачиваются спиной друг к другу и пытаются сесть на пол, не отрываясь от спины партнера, а потом таким же образом – встать.
Карточка №6
Игра «Неожиданные картинки»
Цель: Развитие умения сотрудничать со сверстниками.
Краткое описание игры: Дети садятся в круг. У каждого листок бумаги и карандаш. Начинают рисовать какую-нибудь картинку. По команде педагога каждый ребенок передает своему соседу слева свой листочек с рисунком, затем сосед продолжает рисовать рисунок своего соседа справа и так далее до конца.
Карточка №7
Игра «Головомяч»
Цель: Развитие навыков сотрудничества, взаимопомощи.
Краткое описание игры: Дети разбиваются на пары и ложатся на пол друг напротив друга. Лечь нужно на живот так, чтобы голова одного ребенка оказалась рядом с головой партнера. Пары кладут мяч между своими головами. Затем им нужно поднять мяч и встать самим.
Карточка №8
Игра «Небоскреб»
Цель: Развитие умения взаимодействовать детей друг с другом, сотрудничать.
Краткое описание игры: Каждый из ребят берут по одному или два кубика и строят один большой небоскреб так, чтобы он не развалился. Причем, если небоскреб развалится, то его придется построить заново. В процессе игры дети обсуждают друг с другом как построить небоскреб.
Карточка №9
Игра «Картонные башни»
Цель: Формирование адекватной самооценки, развитие доброжелательности.
Краткое описание игры: Дети разбиваются на две группы по 6 человек. Им нужно построить за 10 минут башню из картона, воспользовавшись при этом только скотчем. Здесь можно использовать как вербальный вариант игры, так и невербальный.
Карточка №10
Игра «Собери картинку»
Цель: Формирование умения сотрудничать со сверстниками.
Краткое описание игры: Дети делятся на две команды. Педагог дает каждой команде пазлы. Каждая команда должна собрать картинку. В процессе игры педагог наблюдает за поведением детей, оценивает умение сотрудничать и договариваться.
Художественные произведения:
Карточка №1
Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок»
Цель и возможности применения: Формирование представлений о конфликте, его причинах и способах разрешения, обучение анализу конфликтных ситуаций, проявлению чувств доброты, состраданию.
Карточка №2
А. Кузнецова «Мы поссорились»
Цель и возможности применения: Обучение умению понимать причины возникновения ссоры и находить правильный выход из конфликтных ситуаций.
Карточка №3
Н. Носов «На горке»
Цель и возможности применения: Воспитание взаимоуважения, взаимовыручки, воспитание умения работать дружно, согласованно со сверстниками.
Карточка №4
В. Осеева «Волшебное слово»
Цель и возможности применения: Воспитание вежливого поведения, доброжелательного отношения к окружающим.
Карточка №5
В. Сутеев «Яблоко»
Цель и возможности применения: Воспитание честности, чувства ответственности за свои поступки, уважения и вежливости во взаимоотношениях со сверстниками, развитие самооценки воспитанников.
Комментариев нет:
Отправить комментарий