В мире познания

 

Для родителей, воспитывающих детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении)


Рекомендации
  • У ребенка с трудностями в обучении практически всегда нарушено речевое развитие, поэтому необходимо ежедневно тренировать ребенка в выполнении артикуляционной гимнастики.
  • Упражнения обязательно выполняются перед зеркалом.
  • Особое внимание уделяется не скорости, а качеству и точности выполнения артикуляционных упражнений.
  • Важно следить за чистотой выполнения движений: без сопутствующих движений, плавно, без излишнего напряжения или вялости, следить за полным объемом движений, за точностью, темпом упражнений, часто – под счет взрослого…
  • Каждое артикуляционное упражнение рекомендуется выполнять сначала медленно, затем темп ускорять.
  • Упражнение выполняется 6 – 8 раз по 10 сек. (можно больше). Для лучшей наглядности упражнения делаются совместно с ребенком, старательно показывая и объясняя каждое движение.
  • Для закрепления звука в слоге, слове необходимо повторять речевой материал не менее 3- х раз.
  • При произнесении нужного звука следует произносить звук в слоге или слове утрированно (намеренно выделяя голосом).
  • Тетрадь для закрепления материала необходимо содержать в аккуратном виде.
  • Будьте терпеливы с ребенком, доброжелательны, но достаточно требовательны.
  • Отмечайте малейшие успехи, учите ребенка преодолевать трудности.


Познавательная деятельность у таких детей характеризуется низким уровнем активности и замедлением переработки информации. У них сужен круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Эти представления схематичны, не расчленены, часто ошибочны, что самым отрицательным образом сказывается на содержании и результативной стороне всех видов их деятельности, и в первую очередь продуктивной. Вместе с тем у них не нарушены абсолютные пороги чувствительности, различительные возможности слуха и зрения. Нарушения восприятия обнаруживаются при усложнении воспринимаемых объектов или в условиях, затрудняющих восприятие. Внимание характеризуется неустойчивостью, память ограничена в объеме и непрочна. Наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое. Имеются также легкие нарушения речевых функций. Ребенок оказывается не в состоянии построить короткий связный пересказ рассказа, сказки, а строит лишь отдельные и нередко неграмотные фразы.

Для развития познавательных процессов необходимо выполнять упражнения:

1.                Развитие мелкой моторики:

·                     Графические упражнения

·                     Прописи

·                     Лепка

·                     Рисование

·                     Пальчиковая гимнастика

·                     Оригами

2.                Развитие внимания:

·                     выкладывание узора из мозаики;

·                     выкладывание фигуры из палочек по образцу;

·                     исключение лишнего;

·                     нахождение различий в двух похожих картинках;

·                     нахождение двух одинаковых предметов среди множества;

·                     нанизывание бусинок по образцу;

·                     срисовывание по клеточкам;

·              нахождение одной буквы в газетном тексте (при повторе упражнения количество отмеченных букв за единицу времени увеличивается).

3.                Развитие восприятия:

·                     Различать цвета и их оттенки.

·                     Различать форму предметов и геометрические фигуры.

·                     Сравнивать предметы по величине (длине, ширине, высоте).

·                     Выражать словами, какой предмет больше (меньше), длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже).

·                     Сравнивать до 10 предметов, различных по величине.

·                     Измерять длину предметов с помощью условной мерки (нитки).

·                     Различать и называть части суток, их последовательность.

·                     Понимать значение слов вчера, сегодня, завтра.

·                     Знать дни недели, месяцы года.

4.                Развитие памяти:

·                     Заучивать небольшое стихотворение один раз в неделю;

·                Находясь на кухне, спросите у ребенка, что вы забыли положить в салат или правильно вы накрыли на стол ?;

·          Перед сном, когда вы прочли книгу, скажите ребенку: «Запомни, на какой страничке мы остановились, завтра мы продолжим с этого места», например, 4 строчка сверху, 10 страница;

·                     После просмотра мультфильма, задайте вопросы по его содержанию;

·              После уборки можно спросить у ребенка: «Все ли игрушки лежат на своих местах?», переложив одну из них в другое место;

·                 Придя домой с прогулки, спросите у ребенка, что он сегодня видел на улице;

5.                Развитие мышления:

·            Сравнивать и сопоставлять предметы, находить их сходства и различия.

·            Описывать различные свойства окружающих его предметов.

 

·                     Узнавать предметы по заданным признакам.

·        Разделять предметы на классы, группы путем выделения в этих предметах тех или иных признаков.

·                     Находить противоположные по значению понятия.

6.                Развитие речи:

·                     Выполняйте артикуляционную гимнастику,

·                     Выполняйте упражнения: «Один-много», «Назови ласково», «Какой? Какая? Какие?», «Посчитаем предметы».

·                     Составляйте рассказы по картинкам.

·                     Пересказывайте сказки, мультфильмы.

Развитие психических функций

Примеры игр и упражнений:

Зрительное внимание: Игры: «Найди отличия», «Найди два одинаковых предмета», «Найди половинку предмета», «Найди точно такую же картинку или предмет», «Что забыл изобразить художник», «Узнай по силуэту», «Узнавание наложенных и пересекающих (зашумленных) изображений предметов», «Лабиринты».

Слуховое внимание: Игры: «Бывает – не бывает», «Съедобное – несъедобное», «Можно – нельзя», «Да – нет», «Кто внимательный», «Вода, дорога, воздух», «Едем, плаваем, летаем», «Во саду ли, в огороде», «Внимательно слушай и быстро отвечай», «Назови части».

Зрительная память: Игры: «Какого предмета не стало», «Посмотри, запомни и назови», «Повтори, не ошибись», «Кто знает, пусть продолжает», «Что изменилось»,

Слуховая память: Игры: «Кто знает, пусть продолжает», «Цепочка слов», «Кто больше запомнит?», «Телефон», «Послушай, запомни и повтори слова», «Запомни и назови пары слов», «Подбери нужное слово», «Кто больше назовет слов, которые подходят к данному слову?», «Внимательно слушай и выполняй»; заучивание потешки, загадки, стихотворения; пересказ сказки, рассказа.

Зрительное восприятие: Величина (пирамидки, стаканчики, «Какой предмет самый большой», «Какой предмет самый маленький», «Высокий – низкий», «Толстый – тонкий», «Длинный – короткий», «Широкий – узкий»); Цвет (4 года – основные цвета; 5 лет – основные и оранжевый, коричневый, голубой, фиолетовый; 6 лет – основные и розовый, светло-зеленый, серый; 7 лет – основные и 8 оттенков и более); Форма (4 года – круг, квадрат, треугольник; 5 лет – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал; 6 лет - круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, трапеция, ромб, многоугольник) - («Геометрическое лото», «Найди и покажи вершины, стороны, углы», «Какие предметы напоминают по форме» и т.д.);

Пространственная ориентировка: (на себе; другом человеке; расположение предметов по отношению к себе; другому лицу (справа, слева, впереди, сзади и т. д.); на листе бумаги; в тетради в клетку; Временные представления (части суток; времена года; месяцы; дни недели; 6-7 лет знакомство с часами «стрелки, циферблат»).

Слуховое восприятие: (различать тихие и громкие звуки)

Понимание предлогов: (в, на, за, под, над, перед, из, у, с, к, из-за, через, из-под, рядом, между, около)

           Главное - родители должны оценить возможности ребенка  и его успехи, заметить прогресс (пусть незначительный), а не думать, что, взрослея, он сам всему научится. Только совместная работа специалистов, педагогов и семьи пойдет ребенку с задержкой психического развития на пользу и приведет к положительным результатам.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий