- У ребенка с трудностями в обучении практически всегда нарушено речевое развитие, поэтому необходимо ежедневно тренировать ребенка в выполнении артикуляционной гимнастики.
- Упражнения обязательно выполняются перед зеркалом.
- Особое внимание уделяется не скорости, а качеству и точности выполнения артикуляционных упражнений.
- Важно следить за чистотой выполнения движений: без сопутствующих движений, плавно, без излишнего напряжения или вялости, следить за полным объемом движений, за точностью, темпом упражнений, часто – под счет взрослого…
- Каждое артикуляционное упражнение рекомендуется выполнять сначала медленно, затем темп ускорять.
- Упражнение выполняется 6 – 8 раз по 10 сек. (можно больше). Для лучшей наглядности упражнения делаются совместно с ребенком, старательно показывая и объясняя каждое движение.
- Для закрепления звука в слоге, слове необходимо повторять речевой материал не менее 3- х раз.
- При произнесении нужного звука следует произносить звук в слоге или слове утрированно (намеренно выделяя голосом).
- Тетрадь для закрепления материала необходимо содержать в аккуратном виде.
- Будьте терпеливы с ребенком, доброжелательны, но достаточно требовательны.
- Отмечайте малейшие успехи, учите ребенка преодолевать трудности.
Познавательная
деятельность у таких детей характеризуется низким уровнем активности и
замедлением переработки информации. У них сужен круг представлений об
окружающих предметах и явлениях. Эти представления схематичны, не расчленены, часто
ошибочны, что самым отрицательным образом сказывается на содержании и
результативной стороне всех видов их деятельности, и в первую очередь
продуктивной. Вместе с тем у них не нарушены абсолютные пороги
чувствительности, различительные возможности слуха и зрения. Нарушения
восприятия обнаруживаются при усложнении воспринимаемых объектов или в
условиях, затрудняющих восприятие. Внимание характеризуется неустойчивостью,
память ограничена в объеме и непрочна. Наглядно-действенное мышление развито в
большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое. Имеются
также легкие нарушения речевых функций. Ребенок оказывается не в состоянии
построить короткий связный пересказ рассказа, сказки, а строит лишь отдельные и
нередко неграмотные фразы.
Для
развития познавательных процессов необходимо выполнять упражнения:
1.
Развитие мелкой моторики:
·
Графические
упражнения
·
Прописи
·
Лепка
·
Рисование
·
Пальчиковая
гимнастика
·
Оригами
2.
Развитие внимания:
·
выкладывание
узора из мозаики;
·
выкладывание
фигуры из палочек по образцу;
·
исключение
лишнего;
·
нахождение
различий в двух похожих картинках;
·
нахождение
двух одинаковых предметов среди множества;
·
нанизывание
бусинок по образцу;
·
срисовывание
по клеточкам;
· нахождение
одной буквы в газетном тексте (при повторе упражнения количество отмеченных
букв за единицу времени увеличивается).
3.
Развитие восприятия:
·
Различать
цвета и их оттенки.
·
Различать
форму предметов и геометрические фигуры.
·
Сравнивать
предметы по величине (длине, ширине, высоте).
·
Выражать
словами, какой предмет больше (меньше), длиннее (короче), выше (ниже),
шире (уже).
·
Сравнивать
до 10 предметов, различных по величине.
·
Измерять
длину предметов с помощью условной мерки (нитки).
·
Различать
и называть части суток, их последовательность.
·
Понимать
значение слов вчера, сегодня, завтра.
·
Знать
дни недели, месяцы года.
4.
Развитие памяти:
·
Заучивать
небольшое стихотворение один раз в неделю;
· Находясь
на кухне, спросите у ребенка, что вы забыли положить в салат или правильно вы
накрыли на стол ?;
· Перед
сном, когда вы прочли книгу, скажите ребенку: «Запомни, на какой страничке мы
остановились, завтра мы продолжим с этого места», например, 4 строчка сверху,
10 страница;
·
После
просмотра мультфильма, задайте вопросы по его содержанию;
· После
уборки можно спросить у ребенка: «Все ли игрушки лежат на своих местах?»,
переложив одну из них в другое место;
· Придя
домой с прогулки, спросите у ребенка, что он сегодня видел на улице;
5.
Развитие мышления:
· Сравнивать
и сопоставлять предметы, находить их сходства и различия.
· Описывать
различные свойства окружающих его предметов.
·
Узнавать
предметы по заданным признакам.
· Разделять
предметы на классы, группы путем выделения в этих предметах тех или иных
признаков.
·
Находить
противоположные по значению понятия.
6.
Развитие речи:
·
Выполняйте
артикуляционную гимнастику,
·
Выполняйте
упражнения: «Один-много», «Назови ласково», «Какой? Какая? Какие?», «Посчитаем
предметы».
·
Составляйте
рассказы по картинкам.
·
Пересказывайте
сказки, мультфильмы.
Развитие
психических функций
Примеры
игр и упражнений:
Зрительное
внимание: Игры:
«Найди отличия», «Найди два одинаковых предмета», «Найди половинку предмета»,
«Найди точно такую же картинку или предмет», «Что забыл изобразить художник»,
«Узнай по силуэту», «Узнавание наложенных и пересекающих (зашумленных)
изображений предметов», «Лабиринты».
Слуховое
внимание: Игры: «Бывает – не бывает», «Съедобное – несъедобное», «Можно –
нельзя», «Да – нет», «Кто внимательный», «Вода, дорога, воздух», «Едем,
плаваем, летаем», «Во саду ли, в огороде», «Внимательно слушай и быстро
отвечай», «Назови части».
Зрительная
память:
Игры: «Какого предмета не стало», «Посмотри, запомни и назови», «Повтори, не
ошибись», «Кто знает, пусть продолжает», «Что изменилось»,
Слуховая
память: Игры:
«Кто знает, пусть продолжает», «Цепочка слов», «Кто больше запомнит?»,
«Телефон», «Послушай, запомни и повтори слова», «Запомни и назови пары слов»,
«Подбери нужное слово», «Кто больше назовет слов, которые подходят к данному
слову?», «Внимательно слушай и выполняй»; заучивание потешки, загадки,
стихотворения; пересказ сказки, рассказа.
Зрительное
восприятие:
Величина (пирамидки, стаканчики, «Какой предмет самый большой», «Какой предмет
самый маленький», «Высокий – низкий», «Толстый – тонкий», «Длинный – короткий»,
«Широкий – узкий»); Цвет (4 года – основные цвета; 5 лет – основные и
оранжевый, коричневый, голубой, фиолетовый; 6 лет – основные и розовый,
светло-зеленый, серый; 7 лет – основные и 8 оттенков и более); Форма (4 года –
круг, квадрат, треугольник; 5 лет – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник,
овал; 6 лет - круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, трапеция, ромб,
многоугольник) - («Геометрическое лото», «Найди и покажи вершины, стороны,
углы», «Какие предметы напоминают по форме» и т.д.);
Пространственная
ориентировка: (на
себе; другом человеке; расположение предметов по отношению к себе; другому лицу
(справа, слева, впереди, сзади и т. д.); на листе бумаги; в тетради в клетку;
Временные представления (части суток; времена года; месяцы; дни недели; 6-7 лет
знакомство с часами «стрелки, циферблат»).
Слуховое
восприятие: (различать
тихие и громкие звуки)
Понимание
предлогов: (в,
на, за, под, над, перед, из, у, с, к, из-за, через, из-под, рядом, между,
около)
Главное - родители должны
оценить возможности ребенка и его успехи, заметить прогресс (пусть
незначительный), а не думать, что, взрослея, он сам всему научится. Только
совместная работа специалистов, педагогов и семьи пойдет ребенку с задержкой
психического развития на пользу и приведет к положительным результатам.
Комментариев нет:
Отправить комментарий